Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Краткое содержание романа Кен Кизи Пролетая над гнездом кукушки в сокращении (*Общие критические статьи)


Кен Кизи – американский писатель. Широко известен в литературе благодаря всего одному роману. Книга «Пролетая над гнездом кукушки», увидевшая свет в 1962 году, стала культовой не только для битников и хиппи, но и для всего поколения 60-х. Самого же автора считают идеологом и наставником всего движения хиппи. Конечно, Кизи можно ругать за его образ жизни, обвинять в популяризации ЛСД, но отрицать его талант было бы глупо. И даже после краха культуры хиппи, хотя и прошло немало времени, его книга все так же волнует многих из нас. Может быть, интерес не убавляется и благодаря одноименному фильму талантливого режиссера и сценариста Милоша Формана, вышедшему в 1975 году, даже, несмотря на то, что автор романа весьма критиковал эту работу.


Сегодня роман «Пролетая над гнездом кукушки» переведен на многие языки мира (на русском языке имеет несколько вариантов перевода) и является классикой литературы. Его даже можно назвать культовым. Книга входит в список ста лучших произведений 1923-2005 гг. на английском языке (рейтинг, составленный журналом «Тайм»).

Свое произведение Кизи посвятил Вику Ловеллу, аспиранту-психологу, по совету которого устроился работать ночным санитаром в психиатрическое отделение госпиталя для ветеранов в Менло-Парке, чтобы работать над книгой «Зоопарк». Но, вместо этого, к нему и пришла идея другого романа, «Пролетая над гнездом кукушки», настолько его заинтересовала жизнь пациентов в этом отделении. Собственно, с них он и написал своих героев. В госпитале проводили эксперименты, изучая воздействие разного рода психотропных веществ на человека. И многие главы своего романа Кен Кизи создал, испытывая на себе эти вещества.

Foxford

Прежде чем перейти к анализу романа, стоит разобрать само название. Обычно его смысл объясняют в одном ключе, ассоциируя героев романа с птенцами кукушки, которой наплевать на свое потомство. Кукушкой при этом является, соответственно, старшая сестра, мисс Гнусен (в другом переводе Ретчед). Такое толкование имеет место быть, но я бы не стала этого утверждать. Мисс Гнусен, в отличие от кукушки, держит своих «птенцов» всегда при себе. Да и у кукушки вовсе нет гнезда. Разве это книга о том, чего на самом деле не существует? Намного лучше мы поймем замысел автора, если посмотрим на английский эквивалент названия - «One Flew Over the Cuckoo's Nest». С английского языка слово «cuckoo» переводится не только как «кукушка», но также и как «сумасшедший», а «cuckoo's nest» - дурдом. Может быть, можно более глубоко заглянуть в смысл названия, но я предлагаю остановиться на этом.

Место действия в романе – сейлемская психиатрическая клиника. Рассказчиком является пациент Бромден, известный также как Вождь швабра (первая часть прозвища дана ему, т.к. он наполовину индеец, вторая – т.к. санитары заставляют его делать свою работу), который притворяется глухонемым. Он очень метко называет эту больницу «Комбинат». Это действительно большая система, призванная подавлять в человеке его собственное я, подчиняя себе всех и абсолютно не щадя противостоящих ей. В своей жизни до больницы Вождь уже наблюдал комбинат в действии, но тогда он еще был сильным человеком. По самому своему происхождению ему было не суждено вписаться в эту «цивилизацию». Он прекрасно осознавал, что его сознание пытаются поработить, включить его в систему. Постепенно Вождь стал слабеть. Он видел, как сломался его отец, когда мать продала землю их племени белым. Теперь у него не осталось никого, кто бы мог поддержать. Более того, его просто перестали замечать. Не в силах докричаться до общества, Вождь выбрал молчание и стал хроником в психиатрической клинике. Он стал жить воспоминаниями о своих детстве и молодости. Очень горько видеть физически могучего человека с сутью кролика. Но его слабость это всего лишь самовнушение. Хотя бы потому, что слабый человек не переживет испытаний электрошоком, оставаясь при этом абсолютно вменяемым. Я бы могла назвать только его главным героем, но слишком уж харизматичен Рендл Патрик Макмерфи (Стоит заметить, у Кизи был приятель по фамилии Макмертри. Может быть, это созвучие не является всего лишь случайностью, хотя этот образ близок самому Кизи). Встреча с ним дает индейцу Бромдену рост, возрождает его. И только с ним он наконец-то решается заговорить.

Этот человек был переведен в больницу из тюрьмы, изображая психическое расстройство, чтобы избежать каторжных работ. Возможно, он и есть самый «ненормальный» в этой больнице. Может потому что он здесь единственный, кто не боится быть самим собой. Он настоящий бунтарь, он воплощение свободы. Рендл с ходу начинает громить все, что мешает этой свободе. Он продолжает наслаждаться жизнью, даже будучи отрезанным от всех ее благ и возможностей. Этому он учит и остальных. И не просто учит, а фактически заражает этой идеей, избавляя многих от существующих комплексов и страхов. Он живет не чувствуя этой ограды, которая окружает его. Если он пожелает, то будет играть в карты на деньги, смотреть бейсбольный матч, рыбачить в открытом море, создать свою баскетбольную команду, и даже устроить вечеринку с проститутками прямо в отделении. Он борец со скукой. С его появлением в отделении впервые за много лет узнают, что такое настоящий смех, узнают, что смех это реальная сила. И Рендл делится с ними этой силой, постепенно «исцеляя» их. Многие его шутки и проделки заставляют и читателя широко улыбаться. Сам образ его зачастую и комичен. Это супергерой облаченный в большие семейники с белыми китами. Но все, что он делает, это не просто школьные проделки. Мы не можем это только так воспринимать. Первая его шутка – и мы уже слышим треск фундамента Комбината. Сначала все бояться даже взглянуть на него, но вот появляется все больше и больше сторонников. Макмерфи будет играть с огнем, но он никогда не станет конформистом.

Остальные пациенты клиники выглядят абсолютно психически вменяемыми. Кизи, во время своей работы в госпитале, часто общался с пациентами и не видел в них ничего ненормального. Они просто не вписывались в общие нормы, которые диктовало общество. Этот же мы видим и в романе. Да, их можно назвать душевнобольными, так как у них полно проблем в общении с внешним миром, но в остальном они совершенно здоровы. Просто они также попали под молот комбината. Их заставили признать себя неполноценными, причем это сделали самые близкие для них люди, вот что самое ужасное. Родственники и друзья отвергли их. И что, по сути, включает в себя понятие «нормальность»? Границы весьма и весьма размыты. Глядя на пациентов Сейлемской больницы, можно сделать вывод, что все наше общество является сумасшедшим. Исходя из критериев, по которым они отнесли себя к той категории, нормальных людей просто не бывает. Прочитав книгу мы не увидим психов, но мы увидим то, что сводит людей с ума.

Так или иначе, но практически все пациенты пребывают в больнице на добровольной основе. Этот факт до глубины души поражает Макмерфи. В его голове не укладывается, каким образом можно отказываться от свободы, бояться ее, ведь именно этого не хватает всем этим людям. Одновременно с этим они все же мечтают набраться храбрости, сил и стать абсолютно свободными: от страхов, комплексов, чужого мнения, давления общества. Макмерфи сравнивает их с курицами, которые заклевывают себе подобных, завидев на них пятна крови. Мистер Хардинг же называет всех находящихся во власти мисс Гнусен кроликами. Он прекрасно осознает свое положение здесь. Но при этом он говорит о том, что кроликом он был всегда, находись он здесь или в каком-либо другом месте. Он просто не может свыкнуться с этим положением, адаптироваться к нему. Этим он и объясняет проживание в больнице по собственной воле подобных ему людей.

Оппонентом Макмерфи в его борьбе с этой системой выступает мисс Гнусен. Кизи делает ее настоящим воплощением зла, с неизменной улыбкой на лице превращающим людей в ничтожество. Даже описание внешности лишает ее человечности, делает ее омерзительной: странный цвет волос, оранжевые ногти, чересчур огромная грудь, бесцветные глаза. Как мы понимаем из книги, личной жизни у нее нет, и она самоутверждается за счет манипулирования персоналом и пациентами отделения, которое возглавляет. Она заставляет пациентов пить какие-то непонятные таблетки (и лучше уж самому согласиться принять их), писать доносы друг на друга, унижать, обсуждая при всех подробности личной жизни. Ее методы лечения чудовищны. Ее отделение это тоталитаризм в миниатюре. Стоит пациенту обернуться, и он увидит пристальный взгляд старшей сестры, пробирающий его до костей, даже через стекло ее кабинета. Вместо того чтобы помогать пациентам вернуться к жизни в обществе, она только усугубляет ситуацию. Она привыкла к порядку, установленному ей и работающему бесперебойно годами. И она сделает все, что угодно, чтобы такой пациент как Макмерфи не расстроил этот механизм. Но я бы не стала так возвышать значение этой героини, т.к. она лишь отдельный элемент это системы, причем из мелких. И она до мозга костей уверена, что совершает благо и приносит добро.

Вначале это противостояние Гнусен и Макмерфи является весьма забавным. Но постепенно вся веселость сходит на нет. Становится как-то жутко тоскливо. Мы видим, как постепенно одна за одной рвутся струны на Макмерфи. Ему дают понять, что его дальнейшее пребывание в лечебнице целиком и полностью зависит от старшей сестры. И это время длиной данного ему тюремного срока не ограничится. Рендл на время затихает, но все же, любовь к свободе не дает ему до конца примириться с комбинатом. И в итоге он не убегает из больницы, а делает финальную попытку прекратить власть мисс Гнусен, которая заканчивается для него весьма трагично. После вечеринки, которую Макмерфи устроил прямо в отделении, подкупив санитара, старшая сестра оказывает сильное эмоциональное давление на пациента Билли Биббита, и без того абсолютно неуверенного в себе молодого человека. Окончательно запуганный тем, что о происшедшем узнает его мать, Билли выдает зачинщика веселья и кончает жизнь самоубийством. Это становится последней каплей для Макмерфи. Он в ярости набрасывается на сестру и начинает ее душить. Теперь его уже ничто не спасет от лоботомии. И вот, он, Рендл Патрик Макмерфи, такой сильный и непобедимый на первый взгляд, становится овощем. Но для обитателей сейлемской лечебницы он навсегда останется героем. Даже когда его видят после операции в инвалидном кресле, они принимают его за хорошо сделанную куклу. Мы конечно не будем считать их столь наивными, но таким образом они просто приободряют себя. Этому их научил Макмерфи. Ведь "надо смеяться над тем, что тебя мучит, иначе не сохранишь равновесия, иначе мир сведёт тебя с ума". Бромден, не в силах смириться со случившимся, убивает Мака. Он не желает, чтобы Гнусен отхватила себе такой трофей. Наконец-то Вождь осознает всю нелепость своей жизни в клинике и сбегает.

Итак, Макмерфи уходит со сцены, но это не значит, что победила сестра. Многие говорят о том, что он никому не помог, никого не спас. Но это совсем не так. Режим Гнусен бесповоротно разваливается. Пациенты больше не признают ее власти. Но Кизи не оставляет нам иллюзий, мы прекрасно понимаем что это только победа в одном сражении, а битва продолжается. А жертвы, без них не обходится ни одна война.

Можно сказать, что символом системы в книге является тяжеленный пульт управления, который на спор пробует поднять Макмерфи. Он терпит поражение, но все же попытаться стоило. И конец книги, когда Вождь поднимает пульт, дает нам надежду на то, что изменить систему все-таки под силу человеку. И даже если вы не поднимите, то попробовать просто необходимо. Да, систему усилиями лишь одного человека просто так не разрушить. Но пошатнуть это уже что-то. Мы должны понять, что вся трагедия не в существовании Комбината, а в это покорности людей, которые добровольно отправляются в эту мясорубку.

В романе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» есть все: и юмор, и вызов на эмоции, и мощный толчок к размышлениям. Я не могу утверждать, что книгу примут все, без исключения. Но это действительно стоит прочитать. Кизи открывает нам глаза на то, с чем сам боролся всю свою жизнь, и только этот факт уже не делает его голословным. Нужна ли нам свобода, если мы так ее боимся? Давайте решать.

Краткое содержание подготовила для Вас Strange

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:13:58
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение