—частливого нового года от критики24.ру критика24.ру
¬ерный помощник!

–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение




ѕќ»— :

” нас более 100 000 материалов воспользуйтесь поиском! ¬ам повезЄт!

ѕесн€ про цар€ »вана ¬асильевича, молодого опричника и удалого купца  алашникова (Ћермонтов ћ. ё.)

Ћермонтов Ч певец могучего человеческого духа. ќткрыва€ книгу его поэм, мы вступаем в мир отважных людей, смелых дум и гордых душ. „ита€ поэмы, живем в атмосфере героизма.

ќдин из любимых образов Ћермонтова Ч народный певец. ƒревние певцы вдохновл€ли бойцов на битву, хранили пам€ть о геро€х.

¬ юношеском стихотворении Ђѕеснь бардаї (1830) поэт рассказывает о том, как старый певец вернулс€ домой после долгого отсутстви€ и застал –одину порабощенной. ќн бросил на землю и раздавил ногой свои гусли.

Ќародных певцов встречаем и в поэме Ђѕесн€ про купца  алашникова...ї.

«десь это Ђреб€та удалые, гусл€ры молодые, голоса заливныеї. —вою песню они сложили Ђна старинный ладї, певали Ђпод гусл€рный звонї.

ѕодлинна€ жизнь послужила содержанием их песни. ѕам€ть о подвиге  алашникова сохранило народное предание. Ётот подвиг имеет высокий моральный смысл.

 алашников выходит на смертный бой с  ирибеевичем не только чтобы отомстить за позор собственной семьи, но и казнить царского любимца за оскорбление человеческого достоинства, за несправедливость. Ђѕостою за правду до последневаї, Ч говорит  алашников перед боем, а младшим брать€м в случае поражени€ завещает продолжать борьбу Ђза св€тую правду-матушкуї.

 ак могучий былинный богатырь созывает свою дружину, так зовет своих братьев  алашников:

”ж как завтра будет кулачный бой

Ќа ћоскве-реке при самом царе,

» € выйду тогда на опричника,

Ѕуду насмерть битьс€, до последних сил;

ј побьет он мен€ Ч выходите вы

«а св€тую правду-матушку.

ѕравдивость и мужество родн€т геро€ Ћермонтова с геро€ми народных песен. ќн смело смотрит в глаза смерти и не хочет ценою лжи спасти себе жизнь.

Ќа вопрос цар€, Ђвольной волею или нехот€ї убил он его приближенного, раздаетс€ бесстрашный ответ: Ђя убил его вольной волеюї.

√еро€ произведени€ Ћермонтова хорон€т Ђпромеж трех дорогї. ћимо его могилы идут люди. ¬се о нем помн€т, и каждый по-своему чтит смелого борца за правду:

ѕройдет стар человек Ч перекреститс€,

ѕройдет молодец Ч приосанитс€,

ѕройдет девица Ч пригорюнитс€,

ј пройдут гусл€ры Ч споют песенку.

ќт мелкой, ничтожной жизни современного ему общества Ћермонтов переносит читателей в героическую пору истории Ч врем€, когда создавалось могущественное русское государство и выковывались волевые характеры людей. “ри различных, но сильных и самобытных человека сталкиваютс€ между собой. Ётим столкновением определ€етс€ действие поэмы. ќпричник  ирибеевич под вли€нием охватившей его страсти оскорбл€ет достоинство простых людей,  алашников боретс€ за справедливость и убивает  ирибеевича, а царь »ван √розный казнит  алашникова за то, что он самовольно расправилс€ с его любимцем.

ƒействие происходит в древней русской столице Ч ћоскве. ≈ще в правление деда √розного, »вана III, ≈вропа, едва подозревавша€ о существовании ћосковии, была ошеломлена по€влением на своей восточной границе огромного государства. » в центре этого государства была ћосква, а в центре ћосквы, на горе, точно сказочный замок, высилс€  ремль. ќн был окружен водой и рвами, с подъемными мостами, стенами с башн€ми. ¬ этой неприступной крепости высились белокаменные златоверхие храмы, дворцы, палаты, терема. ” Ќикольских ворот помещались в клетках живые львы, присланные царю »вану ¬асильевичу в подарок английской королевой, и сто€л живой слон, вывезенный из јравии.

ѕлощадь перед  ремлем была центром всей московской жизни. ѕр€мо перед  ремлем т€нулись торговые р€ды. ќколо ѕокровского собора (больше известен под названием храма ¬асили€ Ѕлаженного) сто€ли пушки и возвышалось лобное место, с которого читались царские указы, говорили с народом воеводы. —юда стекались толпы народа, полного гнева, в дни м€тежей. «десь же происходила и кровава€ расправа цар€ с народом.

— утра до вечера на площади сто€л крик, ржание коней. —реди палаток, ларьков, распр€женных телег в толпе кресть€н и посадских людей сновали блинники, сбитенщики, пирожники, громко выкрикива€ свой товар. ј в торговых р€дах, около лавок с шелками, сукнами, мехами, важно расхаживали бо€ре и бо€рыни, которых зазывали к себе купцы. ј то вдруг пройдет с веселой песней пестра€ толпа скоморохов, раздастс€ пронзительный крик юродивого или прот€жна€ песн€ нищих слепцов Ч Ђкалик перехожихї.

Ќо вот наступает вечер. ¬ церквах отзвон€т вечерню, и площадь начинает быстро пустеть. —коро заскрип€т на все лады окованные железом т€желые ворота кремлевских башен, в конце улиц расстав€т решетки, охран€емые сторожами, так что из улицы в улицу нельз€ и пройти. Ќаступит ночь, темна€ и тревожна€, с грабежами и убийствами.

», чтобы не застала их ночь, купцы спешат закрыть свои лавки т€желыми засовами и уход€т домой к себе в «амоскворечье, где живут в высоких бревенчатых домах Ђв два жиль€ї, с тесовыми кровл€ми. ¬ каждом доме Ч множество кладовых, каждый дом Ч маленькое самосто€тельное хоз€йство.

¬ поэме Ћермонтова живо встает картина древней ћосквы, а ћосква дана на фоне любимой поэтом русской природы, на фоне зимы. ћы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку —тепан ѕарамонович, тороп€сь домой, и мы представл€ем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемс€ мраке Ђвалит белый снег, расстилаетс€, заметает след человеческийї, когда с возрастающей тревогой смотрит он в окно, ожида€ јлену ƒмитревну. Ќаконец она по€вл€етс€. ≈е косы русые Ђснегом-инеем пересыпаныї. ¬ метель происходит встреча јлены ƒмитревны с  ирибееви-чем, Ђснегами рассыпчатымиї умываетс€ зар€ клан в день поединка, и на Ђхолодный снегї падает пораженный смертельным ударом  ирибеевич, Ђна холодный снег, будто сосенкаї...

XVI век Ч начало новой эры во всем мире. —о второй половины XV столети€ начинаетс€ величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. »дет борьба за свободу мысли. Ќачинаетс€ расцвет науки и искусства. Ёто эпоха  оперника и ƒжордано Ѕруно, Ѕэкона и √алиле€, Ћеонардо да ¬инчи, ћикеланджело, –афаэл€, –абле, —ервантеса и Ўекспира. Ћюди того времени охвачены духом смелых исканий.

Ќа прот€жении двух с половиной веков ≈вропа была оторвана от ¬остока турками и татарами. Ќа пороге XVI столети€ европейцы начинают искать обходных путей на ¬осток. —мельчаки отправл€ютс€ в далекие морские плавани€. Ёто ћагеллан, ¬аско да √ама,  олумб. ќни открывают новые пути и земли. –усские смельчаки во главе с ≈рмаком проникают в глубь —ибири. Ќекоторые из Ђторговых мужиковї, как тогда называли в –оссии купцов, ездили далеко на восток или отправл€лись на утлых суденышках в заморские страны, подверга€сь опасности крушени€ и гибели в бурных волнах —туденого (Ѕелого) и «ападного (Ѕалтийского) морей.

  могучим натурам того времени относитс€ и герой поэмы —тепан ѕарамонович  алашников.

Ћермонтов начинает с описани€ пира во дворце у »вана √розного. ÷арь сидит за столом в золотом венце, в расшитой драгоценными камн€ми, т€желой, негнущейс€ парчовой одежде, величественный и страшный.

„еловек дл€ своего времени исключительной образованности, »ван IV мечтал о могуществе –оссии.  ак позднее ѕетр I, он хотел Ђпрорубить окної в ≈вропу. »сторические услови€ не дали ему возможности это выполнить.

ћолодой опричник  ирибеевич изображен Ћермонтовым как Ђдобрый молодецї". ≈го любовь к јлене ƒмитревне не каприз, а серьезное чувство. «на€, что она его не любит, он просит цар€ отпустить его в приволжские степи, где он сложит свою Ђбуйную головушкуї, котора€ от черной думы к земле клонитс€. ≈го Ђочи слезные коршун выклюетї, его Ђкости сирые дождик вымоетї. Ќо  ирибеевич, гибнет не в битвах с врагами, а на поединке с  алашниковым.

Ётот поединок Ћермонтов дал, как бой двух русских богатырей, равных по своей силе: Ђбогатырский бой начинаетс€ї. ѕобедителем в нем оказалс€ тот, на чьей стороне справедливость. Ћермонтов показал, какое значение имеет дл€ победы моральное превосходство противника. ≈ще никто не побеждал в бою  ирибеевича: его победил только тот, кто боролс€ за правду.

¬ызыва€ на бой Ђсупротивникаї, богатыри, чтобы раззадорить других бойцов, хвастались своей силой. “очно так же подсмеиваетс€ над плохими бойцами и  ирибеевич: Ђѕрисмирели небойсь, призадумались!ї “олпа раздвигаетс€ в обе стороны, и выходит —тепан ѕарамонович.

 улачные бои были широко распространены в годы Ћермонтова. ѕо праздникам, на льду большого пруда в деревне “арханы, где прошло детство поэта, собирались кресть€не Ђразгул€тьс€ дл€ праздника, потешитьс€ї. Ѕойцов окружала громадна€ толпа зрителей, а случалось, присутствовал Ћермонтов.

Ќародна€ поэзи€ имела своеобразную технику, выработанную веками. —уществовал целый р€д художественных приемов дл€ описани€ наружности, костюма, седлани€ кон€, выхода бойцов и т. д. ќвладевший этими приемами не только запоминал былины, но и мог вносить свои добавлени€, импровизировал, не наруша€ целостности впечатлени€.

’удожественными приемами устного народного творчества мастерски владел Ћермонтов. ≈го Ђѕесн€ї так музыкальна, что могла бы исполн€тьс€ под Ђгусл€рный звонї.

ѕоэтический мир Ђѕесниї Ћермонтова Ч это мир русской народной поэзии, а ее действующие лица будто вышли из народных песен и сказок. √олубь сизокрылый Ч добрый молодец опричник  ирибеевич, сизый орел Ч удалой купец  алашников, зоркий €стреб Ч грозный царь »ван ¬асильевич, лебедь бела€, лебедушка Ч красавица јлена ƒмитревна Ч все они как живые проход€т перед нами.

„тобы создать живописные картины, Ћермонтов пользуетс€ €ркими красками, как это прин€то в песн€х и былинах: зар€ ала€, горы синие, брови черные, грудь бела€, черный соболь, белый снег, солнце красное.

 ирибеевич также одет, как персонаж песен. ” него кушачок шелковый, шапка ала€, черным соболем отороченна€. » песенной красавицей выгл€дит јлена ƒмитревна с ее рум€ными щеками, золотистыми косами и €ркими лентами.

Ђѕесн€ї Ћермонтова Ч эпическое произведение. ќна начинаетс€ с особого вступлени€, или Ђзапеваї. Ђ«апевї подготавливает слушателей, вводит их в настроение произведени€, в ритм стиха, помогает сосредоточитьс€ на содержании:

ќх ты той еси, царь »ван ¬асильевич!

ј дальше следует Ђзачинї, начало самого повествовани€:

Ќе си€ет на небе солнце красное...

—тройность Ч ее отличительна€ черта. ќна делитс€ на три части, из которых кажда€ завершаетс€ припевом Ђвеселых молодцовї:

јй, реб€та, пойте Ч только гусли стройте!

«аканчиваетс€ Ђѕесн€ї обычным величанием всех присутствующих.

»нтерес к народному творчеству в русском обществе 30-х годов прошлого века был велик. ѕушкин много народных песен включил в Ђ апитанскую дочкуї. √оголь написал свои Ђ¬ечера на хуторе близ ƒиканькиї на основе изучени€ народного творчества ”краины. Ќародные песни собирали многие писатели, с которыми Ћермонтов был знаком. Ќо особенно большим поклонником народной поэзии был ближайший друг Ћермонтова —в€тослав –аевский, сосланный за распространение стихов Ћермонтова, написанных на смерть ѕушкина.

— русской народной поэзией Ћермонтов, выросший среди народа, был знаком с детства. ¬ саду, в деревне, в поле Ч песни звучали всюду. —реди гребенских казаков, на “ереке, где гостил он с бабушкой у р(?дственников, были распространены песни про »вана √розного. Ђ≈сли захочу вдатьс€ в поэзию народную, то верно нигде не буду искать ее, как в народных песн€хї, Ч записал Ћермонтов в своей тетради, когда ему было п€тнадцать лет. ¬ то врем€ он жил в ћоскве. ѕровод€ летние каникулы под ћосквой, в —ередникове, юный поэт собирал народные песни. Ѕыл знаком он и с имевшимис€ тогда печатными сборниками.

¬ пансионе и дома Ћермонтов училс€ у ј. ‘. ћерзл€кова, преклон€вшегос€ перед народным творчеством, в русских песн€х видевшего Ђрусскую правду, русскую доблестьї. ¬ пансионе юный поэт занималс€ у комментатора Ђ—лова о полку »горевеї профессора ƒубенского, автора труда о народном стихосложении. –аскрыва€ богатство стихотворных ритмов народного творчества, ƒубенский призывал писателей искать тайну стихотворного склада в русских песн€х. Ћермонтов, по-видимому, внимательно прислушивалс€ к этим советам, так как еще в пансионе у него были опыты с тоническим стихом, каким создавал народ свои произведени€. ¬от почему не удивительно, что гениальный наш поэт написал свою Ђѕесню про купца  алашниковаї как подлинный сказитель-импровизатор и, по словам Ѕелинского, Ђвошел в царство народности как ее полный властелинї(¬. √. Ѕелинский, т. 6, стр. 35.).

ќбновлено:
ќпубликовал(а):

¬нимание!
≈сли ¬ы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
“ем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читател€м.

—пасибо за внимание.

.


–≈√»—“–ј÷»я
  вход

¬ход через VK
забыли пароль?

ѕроверка сочинений
«аказать сочинение