Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Что такое сказка определение (Детские народные сказки)

|| Далее

Слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

НАШИ СКАЗКИ

Дорогие ребята!

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором. На протяжении веков русский народ также создавал бесценные памятники искусства слова: былины, сказки, песни, частушки, пословицы и поговорки, загадки... И в наше время, если вы внимательно присмотритесь к речи окружающих, обязательно заметите людей, слушать которых — одно удовольствие. Они умеют рассказать комическую или трагическую историю, вспомнить к слову пословицу или поговорку, а если их попросить, могут исполнить и сказки. Да и вы сами разве не знаете, например, считалки: „На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич...", „Эники-беники ели- вареники..."? А всякие скороговорки, приговорки типа: „Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи!.

" или „Божья коровка, улети на небо: там твои детки кушают конфетки"? А это ведь тоже фольклор.

И кто же не знает сказок! Конечно, все знают! И „Репку", и „Колобок", и... И все-таки, смею сказать, мы мало знаем сказки. Ну, хотя бы: кто может вспомнить „Сказку о Ерше Ершовиче"? Или сказки „Горшеня", „Семилетка", „Горе"? Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а ведь знаем мы обычно не более десяти-двадцати.

Но не только количество запомнившихся сказок является свидетельством их знания. Ведь сказка — это не рассказ, не повесть, не стихотворение или поэма, которые мы читаем в книгах... Хотя теперь и сказки мы часто узнаем из книжек, которые читали нам бабушка или дедушка, папа или мама, воспитательница в детском саду или учительница в первом классе, когда мы еще не умели читать; а научившись читать, мы сами начинаем искать сборники сказок, чтобы еще и еще раз пережить минуты смерти Змея Горыныча, победы Ивана-царевича или Ивана — крестьянского сына, время удивительных приключений Емели-дурака... Но многие ли из вас могут рассказывать сказки? Ведь знать сказки — это значит так исполнять их, чтобы слушали вас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись!

Но и это не все... Наверное, не многие из вас задумывались: а откуда бабушка или дедушка знает сказки, почему в книге перед названием народной сказки нет фамилии ее автора? И еще многие и многие вопросы возникают, когда заходит речь о народной сказке.

Так что же такое сказка?

Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка — сказывать — рассказывать. То есть сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

Но всякий ли интересный рассказ является сказкой? Можно с уверенностью ответить на этот вопрос: нет! Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил еще одну характерную особенность сказок, которая подчеркивает их своеобразие. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто рассказывает о чем-то, во что трудно поверить: „Не рассказывай сказки!", „Все это — сказки!" Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: „Сказка—складка, а песня—быль", „Сказка — ложь, а песня — правда". О чем все это говорит? О том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем рассказывает сказка „Царевна-лягушка": Иван-царевич женился на лягушке, совершающей немыслимые чудеса... И, конечно же, вряд ли можно встретить в жизни человека, который поверил бы, что из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу висят щуки! Невозможно поверить также в жестокие поступки персонажей сказок, в страшные события, о которых рассказывают сказочники. Вокруг жилища Бабы Яги на изгороди висят черепа погибших людей, Иван-дурак, казалось бы, ни за что ни про что убивает попа... Это все тоже выдумка, вымысел.

Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае зачем они? Неужели только для того, чтобы зажечь воображение слушателя или читателя? Но вернитесь к началу этой книги, прочитайте еще раз внимательно эпиграф — слова А. С. Пушкина, и вы поймете, что сказки — это не праздная забава. Великий поэт незнание русских сказок расценивал как недостаток своего „проклятого" воспитания. Ему же принадлежат слова: „Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!.." Так он закончил свою знаменитую „Сказку о золотом петушке".

Сказка-ложь оказывается самой-пресамой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. О чем рассказывает, например, сказка „Репка"? Конечно же, не о том, как лучше дергать репу — одному, вдвоем, втроем или вчетвером! В жизни самую большую репу всегда может-выдернуть один человек. Сказка — о другом: о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

Таким образом, рассказы о самых невероятных, фантастических событиях имеют глубокий жизненный смысл, их неправдоподобность служит более яркому, запоминающемуся выражению их поучительного смысла, идеи.

Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность. С первых же слов они вводят нас в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания — борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы...

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. Ведь, например, лиса действительно хитрый зверь, и в сказках весьма правдоподобно передается ее смекалка, ее внешний вид; вполне реальна также встреча барина с мужиком: мужик рубит дрова в мороз, и ему жарко, поэтому он снял с себя кафтан, а проезжающий мимо барин и в тулупе мерзнет (см. сказку „Мужик и барин"). Но что происходит в сказках? Лиса обманывает зверей и человека, а глупый барин предлагает мужику поменять шубу на рваный кафтан... Удивительно!

Чем страшнее Кощей Бессмертный, тем впечатляюще над ним победа Ивана-царевича. Чем беспощаднее и коварнее враг, тем больше мы симпатизируем герою сказки...

Как мы убедимся немного позже, сказки, кроме того, являются и прекрасным искусством звучащего слова.

Источники:

  • Круглов Ю.Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 — 6 кл. Сост., автор предисл., примеч., словаря Ю. Г. Круглов. — М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка).
  • Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов.

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    || Далее
    .