|
Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла — сердце человека? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))Известное утверждение о том, что главное поле битвы добра и зла – это сердце человека, глубоко проникает в саму суть человеческого бытия. Под «сердцем» здесь понимается не физический орган, а вся совокупность внутреннего мира личности: её совесть, воля, моральные принципы, желания и устремления. Именно в этой внутренней обители происходит непрестанная борьба между светлыми и тёмными началами, между альтруизмом и эгоизмом, милосердием и жестокостью. Я убеждён, что это утверждение абсолютно верно, поскольку все внешние проявления добра и зла в мире являются лишь отражением того, какой выбор был сделан в сокровенных глубинах человеческой души. Во-первых, эта внутренняя битва часто предшествует и диктует внешние действия, особенно когда речь идёт о совершении зла. Одним из самых ярких литературных воплощений этой внутренней борьбы является образ Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Его «теория» о праве «необыкновенных» людей на преступление, его мучительные размышления о допустимости убийства «бесполезной» старухи-процентщицы ради «высшего блага» — всё это происходит в его сознании, в его сердце. Битва между гордыней, интеллектуальной спесью, желанием доказать свою исключительность и остатками совести, человечности разворачивается задолго до того, как он берёт в руки топор. Именно проигранная внутренняя битва, победа тёмной стороны в его душе, приводит к внешнему преступлению. После убийства его не столько мучает страх перед наказанием, сколько невыносимые терзания совести, отчуждение от людей, осознание собственной духовной гибели. Это доказывает, что главное поле битвы — внутри, и поражение на нём страшнее любого внешнего приговора. Во-вторых, сердце человека может стать и полем для победы добра, для духовного преображения, преодоления тёмных сторон своей натуры. Ярким примером такой внутренней трансформации является Андрей Болконский из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В начале романа князь Андрей предстаёт перед нами как гордый, амбициозный человек, ищущий славы и признания, разочарованный в жизни и людях. Его путь — это череда внутренних битв: с собственной гордыней, с разочарованием, с ненавистью и цинизмом. Переломные моменты, такие как ранение на Аустерлицком поле, встреча с дубом, любовь к Наташе, а затем и смертельное ранение, заставляют его переосмыслить свои ценности. Кульминацией становится его встреча с умирающим Анатолем Курагиным, своим давним врагом. Вместо ненависти в его сердце рождается всепрощение: «Сострадание, любовь к братьям… любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…». Эта внутренняя победа над ненавистью, это добро, родившееся в его сердце, дарует ему истинное умиротворение и понимание смысла жизни перед лицом смерти. Его внешние действия (прощение) — лишь отражение глубочайшей внутренней работы. Таким образом, известное утверждение о сердце человека как главном поле битвы добра и зла абсолютно справедливо. Именно в глубинах нашей души принимаются решения, формируются намерения, происходит выбор между светом и тьмой. Эти внутренние процессы определяют не только личную судьбу, но и моральный климат всего общества. Поэтому забота о чистоте своего сердца, постоянная нравственная работа над собой — это не просто личное дело каждого, а важнейшая задача, от которой зависит гармония и благополучие мира. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|
