|
Как вы понимаете, что такое «нравственный закон»? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Итоговое сочинение (декабрьское))![]() Это голос совести, который подсказывает человеку, как поступить в той или иной ситуации, и его невозможно заглушить полностью, даже если человек сознательно пытается его игнорировать. Нравственный закон формирует нашу человечность, нашу способность к эмпатии, ответственности и самопожертвованию. Одним из наиболее ярких литературных примеров, иллюстрирующих действие нравственного закона как внутреннего судьи, является главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он, руководствуясь своей рациональной «теорией» о «сверхчеловеке», которому дозволено «переступить» через моральные нормы ради великой цели, совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников пытается убедить себя, что его поступок логичен и оправдан, что он избавил мир от «бесполезной воши». Однако сразу после преступления его разумные доводы разбиваются о мощное внутреннее сопротивление. Его мучает не страх перед наказанием со стороны внешнего закона, а невыносимые угрызения совести, лихорадка, отвращение к себе и к миру. Он не может жить нормальной жизнью, его преследуют кошмары, он испытывает отчуждение от всех, кого любит. Это внутреннее страдание, это наказание, исходящее из его собственной души, доказывает силу нравственного закона. Даже когда внешний мир ещё не знает о его преступлении, внутренний голос уже осудил его, и именно этот внутренний конфликт становится главной пыткой Раскольникова, подталкивая его к исповеди и покаянию. Другим убедительным примером, показывающим, что пренебрежение нравственным законом может привести к вечным мукам, является образ Понтия Пилата из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи, обладающий огромной властью, сталкивается с дилеммой: он убеждён в невиновности Иешуа Га-Ноцри и даже испытывает к нему симпатию. Его внутренний нравственный закон подсказывает ему, что Иешуа должен быть освобождён. Однако Пилат, боясь гнева кесаря, потери своего положения и возможных политических осложнений, принимает решение, противоречащее его совести. Он «умывает руки» и отдаёт невинного на казнь. Это трусливое пренебрежение внутренним законом приводит его к вечному наказанию: на протяжении двух тысяч лет он вынужден сидеть на каменном кресле, мучимый невыносимой головной болью и сожалением о своём поступке. Его разум помнит каждую деталь того дня, а совесть не даёт покоя. Пилат не осуждён внешним судом, но его собственная душа, его внутренний нравственный закон, не прощает ему предательства истины и справедливости. Его мучения прекращаются лишь тогда, когда Мастер, через Воланда, дарует ему прощение, освобождая от вечной вины. Таким образом, нравственный закон — это не просто набор правил, а неотъемлемая часть человеческой сущности, внутренний компас, который направляет нас к добру и справедливости. Как показывают Достоевский и Булгаков, его нарушение приводит к глубочайшим страданиям и конфликтам, а его голос, даже если его пытаются заглушить, всё равно пробивается сквозь рациональные доводы и внешние обстоятельства. Следование нравственному закону — это залог внутренней целостности и гармонии, а пренебрежение им — путь к саморазрушению и вечному раскаянию. Обновлено: Опубликовал(а): GRETA2222 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|

