Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» (Пушкин А. С.)


«Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удаётся стать им настоящему историку»

В.О.Ключевский

История была неотъемлемой частью жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Живя в эпоху перемен, будучи свидетелем того, как история зарождается у него на глазах, Александр Сергеевич не мог не заинтересоваться, не мог не увлечься ею. Рассматривая, анализируя такие важнейшие исторические аспекты, как народные движения и роль царей в жизни своих подданных, он стремился изучить историю как единое целое, понять её закономерности, законы, разгадать сущность русского народа.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Он был единственным писателем, взглянувшим на историю с точки зрения философа и посвятившим читателей в тайны преображения общества. Пушкин был уверен, что лишь две движущие силы меняют жизнь людей: власть «сильных мира сего» и народный бунт, чья мощь способна переписать историю. Эти взгляды Александра Сергеевича и отразились в историческом романе «Капитанская дочка», а в особенности в образе Емельяна Пугачева.

Впервые на страницах романа Емельян Пугачев предстает перед Петром Гриневым дорожным на пути в Оренбург. Облик встречного мужика еще не известен читателю, закрытый от взора разыгравшимся бураном. Но с первых минут знакомства становятся ясны черты характера Емельяна, ставшие основой его успеха в качестве предводителя народного движения: хладнокровие и смекалка. Гринев подмечает эти качества Пугачева: «Его хладнокровие ободрило меня <…> Сметливость его и тонкость чутья меня изумили». Незамеченной для нас не остается и сказочность, из которой соткан образ Емельяна Пугачева: и сама случайность его встречи с Гриневым, и мотив дороги, и образ бури, заставшей обоих в пути. Подчеркивает судьбоносность встречи и сон Петра, которого он «никогда не мог позабыть» и в котором было нечто «пророческое».

Все говорит нам о сходстве этой главы романа с некой волшебной сказкой. Соответствует этому и атмосфера места, до которого добирается Гринев со своим вожатым, – постоялого двора, похожего на логово разбойников, на стенах которого весят винтовка и высокая казацкая шапка. «Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора…» – подмечает Гринев. Эти детали, окружающие незнакомца, порождают недоверие к нему в сердцах читателей.

И вот в свете лучины открывается нам внешность вожатого. «Наружность его показалась мне замечательна», – говорит Петр Андреевич о мужике лет сорока, широкоплечем, худощавом, с лицом, обрамленным черной бородой с проседью, на котором выделялись живые, сверкающие глаза, имевшие плутовское выражение. В дальнейшем последняя черта внешности бунтовщика будет неоднократно подчеркнута как самая знаменательная, отражающая весь характер Пугачева. Именно подвижные, сверкающие глаза – свидетели безграничной заинтересованности его в происходящем, отражающие живость ума, напористость нрава, динамичность души и силы его чувств. Его очи вместе с вороной бородой привлекают к себе внимание Гринева и читателей, как и сама личность яицкого казака.

Пугачев – противоречивая фигура. С развитием событий все больше улетучивается ясность его образа, но четко проявляются двоедушие, двоемыслие. С одной стороны, Емельян – жестокий, свирепый человек, о чем свидетельствует его расправа над не присягнувшими ему жителями Белгородской крепости и «мера предосторожности», принятая в сторону башкирца-посыльного. С другой стороны, за личиной безжалостного царя скрывается Пугачев милосердный, благородный, которому не чуждо понятие чести. Эти черты его личности не раз проявятся в его отношении к Гриневу.

Можно смело сказать, что Емельян обладает истинно русским характером, которому свойственна широта души и чувство долга. Не зря Лжецарь придерживается принципа «Казнить так казнить, миловать так миловать» и отстаивает права сироты, оставшейся в Белгородской крепости, не способный позволить бесчинство своих людей над подвластным ему народом. Нарисованный Пушкином портрет мятежника и разбойника не вызывает в читателях ни отвращения, ни ненависти по отношению к нему, которое стараются привить народу сподвижники Екатерины II. В этом отражается отношение народа к Пугачеву. Но каково оно?

Пугачев – изменник и преступник, и вместе с тем народный герой. Его близость с простыми людьми многократно подчеркивается Александром Сергеевичем через речевую характеристику своего персонажа. Речь Емельяна изобилует пословицами и поговорками, иносказательными выражениями и простонародными песнями, которые он распевает в кругу своих приближенных. «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок», «Долг платежом красен» и бурлацкая песня – все это сближает его с народом посредством языка. Емельян Пугачев – национальный предводитель, за которым готов следовать простой, удрученный невзгодами и лишениями человек.

Один из главных посылов Пушкина в романе – необходимость во враге увидеть человека. И Петру Гриневу посчастливилось увидеть человека в Пугачеве: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня./…/ В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которым он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». В этих словах, которые молодой офицер не смог сказать самому Емельяну, раскрывается его отношение к мятежнику, его понимание значимости роли Пугачева в истории Отечества. Сочувствие, сострадание, милосердие – вот те материи, из которых сплетена и сцена казни Емельяна, где он, заметив в толпе Петра, кивнул ему головой. Сам факт появления офицера на казни Пугачева является ничем иным как знаком полного принятия, вечного прощения и безграничного сочувствия к яицкому казаку, чья жизнь нашла свое завершение. И Пугачев это понимает и благодарит Гринева.

До XIX века имя Емельяна Пугачева было под запретом, а вся информация, связанная с Пугачевщиной, не была достоянием широкого круга людей. Александр Сергеевич Пушкин первым повествует нам о народном восстании, «бессмысленном и беспощадном», как любой русский бунт. Он представляет нам восстание рационально и объективно, но и не скрывает своей точки зрения. Несмотря на то, что правительство Екатерины II определяло Пугачевщину как «бунт местного казачества», Пушкин видит в этом «великую обширность» революционного движения. Александр Сергеевич понимает как всю важность событий 1773 – 1775 годов, которую он подчеркивает развитием личности Пугачева в прогрессе, так и неоднозначность образа народного вождя. Если в пушкинском труде «История Пугачевского бунта», предшествующем написанию «Капитанской дочки», Емельян показан как бессмысленно жестокий, кровожадный человек, то в романе он многогранен, способен быть милостивым и благодарным. Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин верил в возможность преобразования русского общества, преобразования, которое должна совершить истинная личность, за коей пойдет народ и коей поверит простой человек.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id24745




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 16:14:50
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение