Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Поиск по сайту

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!

Проблема определения понятия «совесть». Мальцева 2018. № 23 (ЕГЭ по русскому)

Что такое совесть? Можно ли назвать совесть высшим свойством человеческой души? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Ф. Искандера.

Раскрывая проблему определения понятия «совесть», автор опирается на собственные рассуждения. Объясняя мировое неблагополучие кризисом мировой совести, писатель отмечает, что, несмотря на все победы бессовестности, совесть как высшее проявление человеческой души продолжает жить в сердцах всех народов. Совесть не зависит от степени цивилизованности человека: она, как музыкальный слух, даётся от рождения.

Стремление иметь чистую совесть – духовная брезгливость нормального человека.

Авторское определение совести следующее: совесть – это высшее проявление человеческой души.

Я согласна с мнением автора. Несомненно, совесть связана с высшим проявлением человеческой души, она похожа на религиозное беспокойство.

Приведём доказательства верности нашего определения. В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» проблема совести связана с образом заглавного героя. Борис Годунов «достиг высшей власти», шестой год уже он правит на Руси, но его душа не знает ни минуты покоя, он не чувствует себя счастливым. Он мечтал заслужить любовь народа и делал всё для этого: во время голода «отворил… житницы», безработным дал работу, бездомным после пожара построил новые дома. Но в сознании народном Борис – Ирод, избивающий младенцев, эту истину изрёк юродивый: нельзя молиться за Ирода – Богородица не велит. Только «здравая» совесть могла бы восторжествовать «над злобою, над тёмной клеветою». Но совесть Годунова нечиста. По его приказу в Угличе убили младенца Дмитрия, законного наследника царского престола, и никакие добрые дела не могут заглушить голос совести. «Упрёк» совести «как молотком стучит в ушах», и «мальчики кровавые в глазах». Нравственные терзания приводят царя к выводу: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

Обратимся к небольшому рассказу А. П. Гайдара «Совесть». Нина Карнаухова не приготовила урока и решила прогулять школу, отправившись в рощу. Вместо красивой бабочки, за которой прогульщица погналась, она наткнулась на первоклассника с чистыми и доверчивыми глазами, который и стал для неё укором совести. Малыш не прогуливал урок, а просто заблудился, испугавшись собаки. А «большая девочка», проведя малыша через рощу, вернувшись на место и обнаружив, что собака съела её завтрак, горько заплакала. Нет, ей не было жалко украденного завтрака: просто над головой слишком хорошо пели беззаботные птицы, а её сердце грызла беспощадная совесть.

Мы пришли к выводу, что совесть – это высокое нравственное понятие, внутренний голос, который, как стрелка компаса, указывает на добро и зло, подсказывает человеку, как он должен поступить в той или иной ситуации.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение