|
Что есть человек? Аргументы М. Горький «Старуха Изергиль» (Итоговое сочинение (декабрьское))Вопрос отличия человека от других животных издавна волновал многих. Известна история о том, как Диоген оспорил платоновское определение, данное человеку. В ответ на заявление, что человек – это животное на двух ногах, лишённое перьев, философ принес Платону ощипанного петуха и заявил, что, исходя из данного определения, птица тоже может быть названа человеком. Также известно следующее высказывание Паскаля: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится». Так какое определение стоит дать человеку? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к творчеству Максима Горького, а именно к произведению «Старуха Изергиль». В главе «Легенда о Данко» повествуется о герое, который совершает акт самопожертвования, вырвав сердце из груди, чтобы вывести людей из губительного болота. Данко спасает всех ценой своей жизни, проявляя альтруизм. Таким образом, здесь человек выступает в качестве расходного материала во благо всеобщего счастья. Этим он демонстрирует свою потребность в социализации, которую, впрочем, уже не сможет утолить. Не будь он заинтересован в том, чтобы остаться в обществе, он бы не лишился жизни ради него. В главе «Легенда о Ларре» того же произведения тоже поднимается вопрос о сущности человека. Ларра, сын орла и женщины, непомерно горд; он думает только о себе и живёт исключительно в своё удовольствие. Когда желаемая им девушка не отвечает ему взаимностью на ухаживания, гордец убивает её, потому что она больше не представляет ему интереса. За это племя изгоняет Ларру и обрекает его на вечные скитания в одиночестве. Более того, сама жизнь наказывает его бессмертием, когда тот от отчаяния совершает попытку сначала скрытого, а потом и активного самоубийства. Пусть герой и является наполовину орлом, он всё же, равно как и Данко, нуждается в обществе других людей и хочет принять от них хотя бы смерть. Отсюда, как и из предыдущего примера, следует, что человек — существо, нуждающееся не только в удовлетворении базовых физиологических потребностей, но и во взаимодействии с себе подобными. Однако из этого аргумента также следует, что девиантное поведение личности не означает, что она не нуждается в нахождении в социуме, и человек не обязательно альтруистичен. Можно бесконечно рассуждать на эту тему, но с уверенностью можно скажу одно: из приведённых выше примеров следует, что человек – личность, чей характер может варьироваться в зависимости от различных обстоятельств, обязательно нуждающаяся в социализации, причём действия её могут быть направлены как на благо, так и против общества. Иными словами, человек — биосоциальное существо, обладающее сознанием и разумом. Обновлено: Опубликовал(а): Вероника М. Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|