|
Ложь во спасение по тексту М. В. Глушко «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в тёмной комнате было холодно, плита не топилась…» (ЕГЭ по русскому)В предложенном для анализа тексте Мария Васильевна Глушко поднимает сложную нравственную проблему спасительной лжи. Автор размышляет о том, может ли неправда быть оправдана, если она помогает человеку пережить тяжелое потрясение. Позиция автора раскрывается через размышления главной героини Нины. Глушко убеждена, что в некоторых исключительных случаях, когда правда может сломать человеческую душу, ложь во спасение не только допустима, но и необходима. Она выступает как форма милосердия и защиты психики человека от непереносимой боли. Чтобы раскрыть эту позицию, автор приводит два ключевых примера-иллюстрации. Во-первых, это реакция Ипполитовны на горе Евгении Ивановны: "Похоронки-то кто пишет? Писари. А они при штабах, там бумаг страсть сколько... Вот и попутали". Старушка сознательно предлагает версию о возможной ошибке, чтобы дать Евгении Ивановне надежду и время примириться с горем. ![]()
Оба этих примера, дополняя друг друга, раскрывают разные аспекты спасительной лжи: практический (как утешить человека) и философский (нравственная оценка такого утешения). Смысловая связь между ними заключается в том, что они показывают — милосердие иногда требует от нас отступления от абсолютной правды. Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, существуют ситуации, когда жестокая правда может убить в человеке надежду и волю к жизни. Это подтверждает и читательский опыт. Вспомним роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", где Понтий Пилат мучается от того, что не сказал единственное слово, которое могло бы спасти Иешуа. Иногда молчание или мягкая неправда бывают милосерднее жестокой правды. Как говорит один из героев Достоевского, "человек не всегда может вынести всю правду", и в этом проявляется настоящая человечность — в способности чувствовать, какую правду и когда может вынести другой человек. Таким образом, Мария Глушко убедительно показывает, что в исключительных обстоятельствах, особенно когда речь идет о спасении душевного здоровья человека, ложь может быть проявлением высшего милосердия и заботы о ближнем. Как заключает автор: "Человеческая душа не металл, она хрупка и ранима", и поэтому иногда нуждается в защите даже от правды. Обновлено: Опубликовал(а): Маслова Наталия Сергеевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|