|
Что такое истинная красота? По роману «Война и мир» (Толстой Лев Н.)Что есть красота? Только ли безупречные внешние данные, природная стройность и правильные черты лица? Ведь нередко случается так, что человек, очаровательный внешне, оказывается пустым, даже гнилым внутри, отвратительно-безобразным изуродованной и безжалостной душой. Внешность обманчива, потому как никогда нельзя узнать, что на самом деле таит обворожительная, идеальная улыбка, и справедливо ли то восторженное впечатление, которое она произвела, потому что также никогда не узнать, была ли эта улыбка искренна. Вовсе не холодная и доведенная до совершенства внешность красота, и не она гарант милосердия и благородства. В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” большое количество неоднозначных, интересных героев, в числе которых княжна Марья Болконская и графиня Наташа Ростова — девушки, обладающие той самой особенной, неподдельной внутренней красотой. С радостной, оживленной девочкой Наташей читатель знакомится на первых страницах романа. Эта "черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” не может не привлечь к себе внимание других людей, не может не заразить искренним, звонким смехом, не очаровать открытостью и детской милой непосредственностью. Наташа — открытая душа, чуткая и чувствительная, не чуждающаяся настоящих эмоций. Её жизнь — постоянное движение, непрекращающийся поиск себя и стремление понять собственные чувства. Ростова не боится любить, смеяться, радоваться, быть счастливой — не боится быть настоящей, и следовать за зовом сердца. Нельзя назвать Наташу красавицей, сводящей с ума, подобно безупречной внешне Элен, но она имеет то, чего совсем нет у Курагиной и многих других героев — чистую и неиспорченную петербургским светом душу. Наташа ощущает неповторимость каждого прожитого мгновения: хочет улететь в небо, потому что такой чудесной ночи уже никогда не повторится, а её счастье зависит от приглашения на танец. Её непосредственность, нарушение условных границ выражением испытываемых эмоций, чуткость, помогают лучше понять других людей: вскрыть искусственность и лицемерие, заметить доброту и порядочность. Так, героиня сразу понимает, что Долохов -- жестокосердный, подлый человек, и он никогда не сможет стать для Николая Ростова настоящим другом, так же она видит в Денисове простого, открытого, честного мужчину, а в Соне — пустоцвет. Мне её ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы. Эта искренность, эмоциональность и живость характера привлекают Андрея Болконского, совсем отчаявшегося, померкшего после Аустерлицкого сражения, после проигранной самому же себе честолюбивой битвы. Именно Наташа, сама того не ведая, полностью меняет Андрея и его мировоззрение, доказывает, что жизнь -- яркая, интересная, насыщенная -- еще возможна, что ничего не кончено, становится его стимулом жить дальше, забыть про старые неудачи и поставить новые цели. Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Юная Наташа любит Андрея всей душой: её чувства чисты, сказанные слова признания искренни -- в них нет и намека на подлость или лицемерие. Она согласна ждать его столько, сколько потребуется, готова на такую жертву. Ростова проживает каждую секунду своей жизни, отдаваясь чувству без остатка, не слушая ничего, кроме своего внутреннего голоса, не доверяясь никому так, как собственному сердцу. Но чувствительная девушка ещё по-детски наивна и импульсивна, и это порой приводит её к печальной развязке. Наташе тяжело пережить разлуку с Болконским, тяжело хранить внутри ту огромную любовь, какую она могла бы ему отдать, если бы только он находился с ней рядом, тяжело справиться совсем одной с таким сильным чувством, как любовь. Встретив симпатию со стороны Анатоля Курагина и проникнувшись к нему ответной, почувствовав себя наконец нужной и любимой, Наташа уже не в силах отказаться от призрачного, выдуманного, ложного, но её личного, такого близкого, ощутимого счастья с Анатолем. Влюбленная, она видит в Курагине то, чего у него нет и никогда не было: благородство, милосердие, высоконравственность. Переживая внутри сотни сомнений, она цепляется за этот идеальный, сотворенный ею же самой, образ внешне привлекательного молодого человека, чтобы успокоить страдающее от одиночества, но любящее сердце. Дальнейшие, принятые в спешке, необдуманно, поступки (письмо Болконскому с отказом от замужества, решение бежать с Анатолем) влекут за собой расставание с Андреем и духовный кризис для Наташи, гложимую непомерным чувством вины. Так же упорно и самоотверженно Наташа ухаживает за раненым Андреем, проводя возле него все свободные часы. Любовь, огромная и чистая, снова оживает в её сердце. Именно она первой замечает в Болконском неотвратимые изменения, её чуткость позволяет увидеть эти мельчайшие детали, эту верную примету скорой смерти. После пережитых испытаний, Наташе уже не суждено вернуть прежнюю непосредственность и легкость, зажечь снова тот огонёк в глазах. Выйдя замуж за Пьера Безухова, к тому моменту наконец нашедшего смысл жизни, Ростова посвящает себя семье: мужу и детям, забыв про собственные интересы и желания. Наташа — воплощение живой, естественной жизни. Её путь непрост, но на всём его протяжении, Ростова ни разу не изменила себе, врожденной искренности и честности. Ещё одна героиня, имеющая неповторимый, необъятный внутренний мир — княжна Марья Болконская. В сравнении с Наташей Ростовой, она, пожалуй, — полная противоположность: с самого детства девушка училась прятать истинные эмоции, и поэтому, не умеет показывать их так открыто, так беззаботно, как это делает Наташа. И боль, и радость Марья переживает глубоко в себе, не позволяя никому нарушить границы своего неприкосновенного духовного мира. Несмотря на замкнутость и закрытость от других людей, Марья умеет любить и прощать, умеет отдавать свою любовь, дарить тепло тем, кто ей дорог. Марья некрасива внешне. Л. Н. Толстой замечает, что у неё “некрасивое, слабое тело и худое лицо”. Однако, невзирая на несочетаемые, по понятиям эстетики, черты лица, у Марьи “большие, глубокие и лучистые” глаза, которые “были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты”. Маша тиха, скромна и кротка: с христианским смирением, терпением и любовью выдерживает она постоянное психологическое давление со стороны вспыльчивого, импульсивного отца, неспособного открыто показать любовь к дочери и относящейся к ней с излишней строгостью. “Моё призвание — быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования…”. Замужество за Анатоля Курагина, которое, в сущности, носило меркантильный характер, кажется, подарило Марье ту самую надежду, вселило мысль, что возможно, и она достойна любви, что это вполне может произойти и с ней. француженкой. Узнав о близкой связи Амели и Анатоля, счастье с которым Марья тщетно желала, Болконская ставит целью свести двух несчастных влюбленных, забыв про собственные разбитые навсегда мечты о замужестве, заглушив собственную боль и обиду. И это становится еще одним доказательством: в душе Марьи нет места злу, подлости и мстительности. Однако всё меняется, когда девушка встречает Николая Ростова. Истинная и единственная любовь полностью меняет Марью, заставляет поверить в то, что всегда казалось недосягаемым и невозможным. Даже поженившись, Ростова не перестает поражать духовность, возвышенный нравственный мир, которыми обладает его умная и чувствительная жена. С каждым днём он “С женой… сходился всё ближе и ближе, с каждым днём открывая в ней новые душевные сокровища”. Марья Болконская — пример девушки, красивой своим внутренним неизведанным, глубоким миром. Её внешние недостатки восполнились огромной духовной силой. Внешней красоты бывает часто недостаточно, а порой и крайне мало, чтобы по достоинству оценить человека, чтобы разглядеть в нем истинное лицо. Эта видимая привлекательность иногда вводит в заблуждение, затмевает настоящий облик, в то время как особенную, внутреннюю красоту не замечают, даже не стремятся увидеть. Внешние достоинства не исключают более серьёзных недостатков характера. Но именно светлая, искренняя душа, доброе сердце и широкий внутренний мир и есть та самая, истинная красота. Обновлено: Опубликовал(а): M_maria Внимание! Спасибо за внимание.
|
|