Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Печорин как герой своего времени или вечный странник? по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.)

Михаил Юрьевич Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создал образ Печорина — сложного, противоречивого, умного, но духовно надломленного человека. Печорин — один из первых «анализирующих» героев русской литературы, человек, способный к глубокому самоанализу, но неспособный обрести гармонию с собой и окружающим миром. Возникает вопрос: является ли Печорин отражением своего времени или же он — фигура вне эпохи, вечный странник, обречённый на одиночество?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять эпоху, в которой живёт герой. Печорин — представитель «лишнего поколения» 1830-х годов, молодёжи, выросшей после Отечественной войны 1812 года, на фоне разочарования, подавления декабристского восстания, духовной апатии.

Это поколение потеряло веру в идеалы, но ещё не нашло новых. На этом фоне Печорин кажется типичным героем своего времени: он образован, скучает в обществе, не верит в дружбу, любовь, счастье, не знает, ради чего жить. Его ум, сила и внутренняя энергия не находят достойного применения, и он тратит себя на психологические игры, манипуляции, бессмысленные победы.

В новелле «Бэла» он похищает девушку не из любви, а ради мимолётного интереса, и вскоре теряет к ней всякое чувство. В «Княжне Мери» он увлекается Мери лишь потому, что она недоступна, но, добившись её любви, бросает её, осознавая, что ничего не способен подарить взамен. Печорин — человек, разочаровавшийся во всём, в том числе и в себе. Он мучительно осознаёт свою вину перед теми, кого невольно ломает, но не может и не хочет остановиться. Его равнодушие — это маска, скрывающая духовную опустошённость.

Однако в Печорине есть и черты, которые выходят за рамки «героя времени». Его рефлексия, стремление понять природу своих поступков, желание заглянуть в глубины собственной души делают его образом универсальным. Он не просто отражение конкретной эпохи — он архетип «вечного странника», человека, который ищет смысл жизни, но не может его найти. В этом плане Печорин — родственник Гамлета, Фауста, Онегина. Он слишком умен и проницателен, чтобы довольствоваться простыми удовольствиями, но слишком разочарован и эгоцентричен, чтобы по-настоящему любить и верить.

Печорин не принадлежит ни обществу, ни какой-либо идее. Он то приближается к людям, то отталкивает их. Он не может остаться надолго ни в одном месте: его тянет вперёд, к новому, хотя он и знает, что впереди — та же пустота. В повести «Фаталист» он сам становится участником философского спора о судьбе, случайности и свободе воли, словно подтверждая, что его существование определяется не волей эпохи, а внутренней драмой, независимой от времени.

Таким образом, Печорин — одновременно и герой своего времени, и вечный странник. Он несёт на себе отпечаток эпохи, но его внутренние противоречия, поиски и разочарования выходят за рамки конкретного исторического момента. В нём отразилась не только Россия 1830-х годов, но и вечная проблема человека, утратившего цель, не находящего покоя в мире и в себе. Печорин — образ трагический, потому что он осознаёт свою разорванность, но не может её преодолеть. В этом заключается его вечная актуальность и глубина.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.