|
Роль комических приёмов в произведениях Н. В. Гоголя на примере одного или двух произведений писателя (ЕГЭ по литературе)Николай Васильевич Гоголь — мастер сатиры, чьи произведения сочетают острую социальную критику с искромётным юмором. Комические приёмы в его творчестве выполняют не только развлекательную функцию, но и служат инструментом разоблачения пороков общества. Наиболее ярко это проявляется в пьесе "Ревизор" и поэме "Мёртвые души", где юмор становится способом вскрыть абсурдность российской действительности первой половины XIX века. Гоголь использует юмор для обличения недостатков всей общественной системы. В "Ревизоре" каждый чиновник уездного города представляет определённую сферу коррупции: Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский) — воплощение казнокрадства и лицемерия. Его комизм в том, что он, считая себя умным махинатором, попадается на удочку обычного проходимца. Судья Ляпкин-Тяпкин — символизирует продажность правосудия. Его фамилия (от "тяп-ляп") и любовь к охоте (в кабинете — охотничьи принадлежности вместо законов) создают гротескный образ. Почмейстер Шпекин — читает чужие письма из "любопытства", демонстрируя нарушение privacy, что в современном мире звучит особенно актуально. Эти персонажи смешны в своей порочности, но за их комичностью скрывается страшная правда о системе, где взяточничество стало нормой. В "Мёртвых душах" помещики изображены через преувеличенные черты: Манилов — доведённая до абсурда мечтательность ("горки золы" в кабинете как символ бесплодных фантазий). Коробочка — гипертрофированная тупость ("не продешевила бы" мёртвые души). Ноздрёв — патологическая лживость (история о рыбе в пруду). Их пороки увеличены, как под микроскопом, что делает характеры одновременно смешными и пугающими. Гоголь мастерски сочетает комическое с трагическим. В "Ревизоре" финальная немая сцена — момент, когда смех застывает на устах. Чиновники, узнав о настоящем ревизоре, замирают в ужасе, и это переход от фарса к драме. В "Мёртвых душах" описание Плюшкина (мухи, сено, прогнившие запасы) вызывает одновременно смех и жалость. Его прозвище "прореха на человечестве" — пример гоголевского "смеха сквозь слёзы". Комические приёмы у Гоголя — это не просто способ рассмешить читателя, а художественный метод, который помогает показать болезнь общества, средство психологического анализа, то есть через смех раскрывается суть персонажей и философский инструмент — заставляющий задуматься о вечных вопросах. "Ревизор" и "Мёртвые души" остаются актуальными именно потому, что Гоголь смог через юмор показать типичные пороки, которые, увы, не исчезли. Его смех — это лекарство от общественных болезней, которое не теряет своей силы. Как писал сам автор: "Смех — великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный — как связанный заяц". В этом — секрет бессмертия гоголевской сатиры. Обновлено: Опубликовал(а): pgtkl Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|