Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему поэма Маяковского «Облако в штанах» сначала называлась «Тринадцатый апостол» (Школьные сочинения)

Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах» создавалась в 1914-1915 годах, и первым ее названием было «Тринадцатый апостол», но оно не было пропущено цензурой. До революции поэма печаталась с купюрами и только в 1918 году была издана полностью. Тогда же, во вступительной статье, Маяковский так определил главную идею своего произведения: «Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию!»

Поэт работал над поэмой около двух лет, и это его первое значительное произведение. В 1914 году он писал: Чувствую мастерство, могу овладеть темой. Думаю над «Облаком в штанах». Часть поэмы он однажды прочитал Горькому, и тот высоко оценил его труд. По словам Маяковского, расчувствовавшийся писатель «обплакал» ему весь жилет. В 1915 году «Облако» было напечатано, но «оно вышло перистое, страниц шесть сплошных точек».

«Так это поэма о любви? С такими названиями?» – может удивиться современный читатель.

Да, именно так, но любовь составляет сюжетную линию поэмы, а главная идея произведения – в отрицании изживших себя общественных отношений.

Тема любви характерна для лирических произведений, но «Облако в штанах» – это соединение эпоса и лирики, таланту Маяковского вообще свойственна эпическая широта, монументальность. Лирическое чувство у него выражено яростно, страстно, с огромной силой, у него всегда «громада-любовь» и «громада-ненависть». В названии поэмы заключена метафора – я «буду безукоризненно нежный, не мужчина, а облако в штанах». Во вступлении Маяковский обращается к поэтам-лирикам, упрекая их за недостаточную масштабность изображаемых чувств. Вот он в любви может быть любым – «бешеным или нежным, меняясь как небо».

Поэма произвела большое впечатление на современников: таких образов не создавал никто. Это можно было почувствовать, но выразить словами сумел только он. Можно ли ярче, полнее, реалистичнее изобразить ожидание – «плавлю лбом стекло окошечное»; или время – оно падает, как «падает с плахи голова казненного». Нервы? Они не выдерживают – бегут, скачут, как бешеные. А что в любви самое страшное? Это лицо поэта, которого отвергла любимая женщина, и далее следует развернутая метафора: «Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца».

Тема второй части – «долой искусство!». Каковы «их» (классиков) стихи? Это – «варево из любви и соловьев!» А высокий стиль неясен публике, привыкшей к уличной лексике, к ней надо обращаться другими словами. Пусть у современных поэтов грубая речь, но душа как «золотые россыпи», чище «венецианского лазорья». Миссия поэта – быть предтечей революции, только он видит будущее «через горы времени».

В третьей части поэмы появляется он – тринадцатый апостол, который пришел, чтобы «кастетом кроиться миру в черепе». Звучит его пламенный призыв к революции: «Выньте, гулящие, руки из брюк, берите камень, нож или бомбу». Он обращается к голодным и покорным, закисшим в грязи: «Идите! Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники». Поэт верит, что придут новые люди, которые «будут детей крестить» именем его стихов.

В четвертой части Мария опять отвергает любовь поэта, и понуро «берет» он своё сердце и несет прочь. И тогда начинается бунт – против Неба, против Бога, против «крылатого божка», ничего не смыслящего в любви. Поэт обращается к Богу: сделай так, чтобы можно было любить без мук. И получив отрицательный ответ, бросает ему гневно в лицо: «Я думал, ты – всесильный божище, а ты – недоучка, крохотный божик». Но Небо не слышит, молчит Вселенная.

Так кончается эта поэма о любви, в которой лирический герой Маяковского жаждет и получает огромное чувство, но оно оказывается неразделенным. Его возлюбленная Мария предпочитает мещанский уют этой необыкновенной любви, и виноват в этом несправедливый мир, в котором истинную любовь-сокровище разменивают «на миллион миллионов маленьких грязных любят».

Таков лирический герой ранней поэзии Маяковского, где основной темой является протест, вызов, глубокий конфликт. Поэт одинок, но он уверен в своей силе – он, который «держит в своей пятерне миров приводные ремни», он, чья душа «как окровавленное знамя», – тринадцатый апостол, еще не узнанный людьми.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.