Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль композиции в «Герое нашего времени» пример (ЕГЭ по литературе)

Михаил Юрьевич Лермонтов является новатором в русской литературе, так как создаёт первый социально-психологический роман «Герой нашего времени», в котором использует совершенно новую композиционную структуру. Так почему же писатель отказывается от привычного расположения повестей в произведении?

Автор ставит перед собой задачу — создать портрет современника со всеми его пороками. Главный герой, наделенный многими талантами и добродетелями, под воздействием высокомерия и эгоизма воплощает в жизнь лишь порочные мысли. Чтобы показать безысходность героя, писатель использует кольцевую композицию. Так, впервые Печорин предстаёт перед читателем, находясь в крепости. И в последний раз мы наблюдаем за персонажем, когда он находится в той же самой крепости, собираясь в Персию.

Ещё одна особенность композиции — расположение рассказчиков.

В первой главе о Печорине читатель узнаёт благодаря Максиму Максимычу — простому человеку и офицеру, который видит только то, что лежит на поверхности: одиночество, богатство, ум и странность Григория Александровича. А во второй главе странствующий офицер создаёт психологический портрет персонажа: по одним его не смеющимся тёмным глазам, крупному телосложению, но нежным рукам и тонким губам он понимает, что Печорин избалован, холоден и скрытен. В главах «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» главный герой строго судит себя в дневнике, используя самоанализ. Он считает себя «нравственным калекой» и понимает, что бесцельно прожил жизнь.

Фабула и сюжет романа тоже не совпадают. В первую очередь, Лермонтов отказывается от обычного расположения повестей, потому что хочет, заинтриговав, постепенно рассказать о поступках героя, чтобы раскрыть его внутренний мир. Так, в первой главе «Бэла» говорится о том, что разочарованный жизнью Печорин ворует Бэлу, запирает её, а потом и вовсе охладевает к ней, начав сбегать от девушки на охоту, а после того, как Казбич убивает Бэлу, Григорий Александрович не плачет, а смеётся. Вторую часть писатель называет «Максим Максимыч» и повествует в ней о событиях, произошедших спустя несколько лет после гибели Бэлы, и смерти Печорина по пути в Персию. Также упоминается о дневнике главного героя. В «Тамани» персонаж ожидает от жизни тайны и новизны, поэтому оказывается в приключениях с контрбандистами, и его чуть не топит ундина. В «Княжне Мери» Печорин уже более скептичен в своих ожиданиях. В Кисловодске он встречает Мери и от скуки влюбляет её в себя, а потом бросает, но при этом, защищая, стреляется на дуэли с Грушницким и убивает его. Там же Печорин вновь встречает любовь — Веру, замужнюю даму. Описывая эти события, герой даёт себе строгую и честную оценку. В финальной повести «Фаталист» Вулич стреляет в висок, но не умирает. Зато по одному его лицу Печорин видит, что тот скоро умрёт. Писатель поднимает вечные вопросы смысла жизни человека: стоит ли верить в судьбу? Он показывает эволюцию героя, который вступает в конфликт сам с собой.

Таким образом, композиция в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. С помощью неё писатель детально раскрывает не только образ Печорина, но и образ современника со всеми его положительными и отрицательными качествами, и доказать, что каждый человек сам строит свою судьбу.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.