Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Теория Родиона Раскольникова и её крах пример по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» — эту известную фразу произнёс Раскольников во время своего откровения Соне, сидя в её старой уродливой квартирке в «доме на канаве». Сонечка — первый человек, которому он осмелился рассказать о своем поступке, которому раскрыл всю суть своей теории. Совершенное преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех униженных и оскорбленных, о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.

На плечи юного Родиона обрушилась жестокая жизнь, представ перед ним клубком неразрешимых противоречий.

Повсюду он видит картины грязи, нищеты, несправедливости и подавления человеческого достоинства, от которых невозможно никуда деться. Сам он живет впроголодь, ютится в маленькой обшарпанной квартире, откуда его грозят вышвырнуть на улицу, ходит в лохмотьях, из-за чего его иногда принимают за нищего. Он талантлив и умен, любит и хочет учиться, но материальное положение вынуждает его покинуть институт. К вышеперечисленному добавляется бедственное положение его матери и сестры, которых Родион любит больше всего на свете. Такая жизнь очень влияет на и без того сложный характер Раскольникова, задевает его гордость и заставляет задуматься о мироустройстве. Почему никто не протестует и все молчат, покорно неся бремя нищеты и бесправия? Неужели нельзя изменить существующие в обществе законы, преобразовать человеческую природу? Медленно, но верно, он приходит к выводу, что люди делятся на две категории: существует «материал», или «низшие люди», удел которых -терпеть и покоряться, и «собственно люди», которым разрешено больше, чем остальным, в чьи возможности входит создание новых законов и совершение, если этого требуют высшие цели, любых поступков и даже преступлений.

Большое влияние на зарождающуюся теорию оказывает семейство Мармеладовых, с которым Родиону удается познакомиться совершенно случайно. Наблюдая, как мучается Катерина Ивановна, как жертвует собой Соня, чтобы прокормить детей, он все больше убеждается в несправедливости мира. Раскольников, человек ранимый и впечатлительный, не может хладнокровно смотреть на ужасы, происходящие в обществе. Он решает проверить себя с помощью преступления, чтобы понять, «обыкновенный» он человек или «особенный», сможет ли он взять во власть происходящее, изменить общественное устройство? Родион выбирает себе жертву — старуху-процентщицу, неприятную и, по его мнению, совершенно ненужную «вошь». Переступив через себя, он всё-таки убивает её, но, по непредвиденным обстоятельствам, забирает жизнь и ее сестры, Елизаветы.

После совершенных убийств героя начинают терзать сомнения. Он постоянно спорит с собой, пытается убедить себя в правильности своей теории, но постепенно понимает, что сильно ошибался. Он осознает, что не принадлежит к числу "особенных" людей, которые могут переступить через все преграды, что настоящий Наполеон не задумывался бы над подобными теориями и не мучился бы сомнениями о своем величии или ничтожности.

Родион вскоре чувствует, что между ним и окружающими людьми возник раскол, что он разъединился с человечеством, и это его мучает. «Я себя убил, а не старушонку!». Осознание своего одиночества и духовной опустошенности привели его в конце концов к тому, что он, по совету Сони, отдает себя в руки правосудия.

Решающим событием в отречении от своих идей выступает сон, приснившийся Родиону на каторге. В нем человечество порабощает мировая язва, заставляющая каждого верить только в собственные истину и убеждения. Уверенные исключительно в своей правоте, люди уничтожают друг друга в бессмысленной ярости, и спасаются лишь несколько человек, светлых душой и избранных очистить землю и обновить людской род. В этом сне наглядно показан результат осуществления теории Раскольникова, ведущей к полному хаосу.

В романе отчетливо прослеживается призыв Достоевского к преодолению эгоизма, к христианской любви к ближнему, к очистительному страданию. Только этим путем человечество может прийти к счастью. Осознав эту простую истину, Родион Раскольников избавляется от духовных терзаний и снова учится любить жизнь.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.