Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Диалог Фамусова с Чацким . (Анализ 2-го явления второго действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»). (ЕГЭ по литературе)


Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» носит новаторский характер, потому что в ней сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма. В комедии соблюдается единство места и времени, но нарушено единство действия. Любовная интрига и общественный конфликт тесно переплетаются. Александр Андреевич Чацкий играет роль байронического героя.


Этот несчастный влюблённый, бунтарь – одиночка, не понятый «светом», противостоит фамусовскому обществу, в котором реалистически отразилась старая Москва.

Второе явление второго действия можно считать завязкой общественной коллизии. После трёх лет странствия главный герой возвращается в дом Фамусова, где прошли его детство и юность. Он влюблён в дочь Фамусова Софью и надеется на взаимность. Но Софья за три года изменилась. Во-первых, она расцвела и похорошела, во-вторых, наш герой не находит в ней «ни на волос любви». Его мучит «загадка» Софьи, он не может понять, почему девушка охладела к нему.

Павел Афанасьевич также взволнован к началу встречи с Чацким и тоже из-за Софьи, но его мучит другая загадка.

Foxford

Рано утром он застал свою дочь в обществе Молчалина. «Взрослой дочери отец» сделал вид, что поверил в случайность встречи, как объяснила Софья: «шёл в комнату, попал в другую». Хитрая девушка сочиняет странный сон и словно невзначай указывает отцу, что герой её сна – Чацкий. Таким образом, она отводит подозрения от своего возлюбленного Молчалина. Фамусов не желает видеть в роли жениха дочери ни того, ни другого:

Тот нищий, этот франт-приятель,

Отъявлен мотом, сорванцом…

Чацкий замечает нервозность и озабоченность своего воспитателя: « У вас в лице, в движеньях суета». Павла Афанасьевича раздражают вопросы молодого человека о Софье, они словно подливают масла в огонь, и «отец взрослой дочери» спрашивает напрямик:

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

«Прогрессивный человек» не очень-то вежливо отвечает на вопрос вопросом, как будто забыв, что перед ним отец любимой девушки:

А вам на что?

Поэтому Фамусов резонно и иронично замечает:

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

И снова Чацкий нарушает традиции. Он не просит руки девушки у её отца, а лишь предполагает:

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Почему так странно ведёт себя Чацкий? Или он и не собирается делать предложение Софье, или заранее знает, что Фамусов не желает такого жениха для своей дочери.

Фамусов ставит перед молодым человеком условия, при которых он стал бы рассматривать Чацкого как кандидатуру на роль жениха:

бы я во-первых: не блажи,

именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Что же называет Павел Афанасьевич «блажью»? Позднее из диалога Чацкого и Молчалина мы узнаём, что Александр Андреевич служил в Петербурге, занимал высокий пост:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга возвратясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…

Причина этого «разрыва» заключается в том, что Чацкий предпочитает «служенье делу, а не лицам». Фамусов, естественно, осуждает сына своего покойного друга, потому что тот не служит, не находя в том пользы. При желании он мог достичь «степеней известных». «Блажью» московский барин, очевидно, называет и «оплошное» управление имением. Скорее всего, Чацкий перевёл своих крестьян с барщины на оброк, и «раб судьбу благословил», зато недовольны таким поступком представители «века минувшего».

Фамусова раздражает ответ Чацкого:

Служить бы рад, прислушиваться тошно.

Павел Афанасьевич просто выходит из себя и произносит поучительный монолог о своём покойном дяде Максиме Петровиче, ставя его в пример «гордецу» Чацкому. С этого момента любовная коллизия дополняется общественным конфликтом, начинается спор «отцов» и «детей», «века минувшего» и «века нынешнего».

Чем же заслужил такие дифирамбы Максим Петрович? Во-первых, тем, что

…он не то на серебре,

На золоте едал; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Неслыханного богатства, множества орденов, почёта при дворе этот вельможа добился, потому что умел «подслужиться», «сгибаться вперегиб». История троекратного падения Максима Петровича рассказана специально для Чацкого, чтобы вызвать молодого человека на «поединок». Дядя Фамусова сначала оступился случайно, но, увидев, что «государыня Екатерина» «изволила» смеяться,

Упал вдругорядь – уж нарочно.

«Хохот пуще». Тогда «прыткий старичок» «отважно жертвует затылком» в третий раз, чтобы повеселить императрицу. Роль шута его не смущает. Цель оправдывает средства. Чего же достиг Максим Петрович таким раболепством и подобострастием?

Зато бывало в вист кто чаще приглашён?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почёт?

Словно перчатку бросает Фамусов, как вызов звучат его последние слова:

…Вы, нынешние, - нутка!

И пылкий юноша принимает вызов, не заставляет себя долго ждать. В его речи резкая критика века екатерининских фаворитов и страстная защита всего нового. Чацкий «беспощадно бранит» «век минувший» за то, что раньше «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Его критика направлена на то, что в век покорности и страха» «лесть как кружево плели» «тем, кто выше». Вельможи раболепствовали «под личиной усердия к царю». Молодой человек уверяет, что в «век нынешний» тоже есть «охотники поподличать», но они не решаются так открыто проявлять подобострастие, потому что

…нынче смех страшит, и держит страх в узде…

Фамусову эти пылкие речи кажутся верхом свободомыслия, и он сразу же зачисляет своего «франта-приятеля» в революционеры:

Ах! боже мой! он карбонарии!

«Новые люди» «вольнее дышат», они не торопятся «вписаться в полк шутов», не ищут высоких покровителей.

Отметим одно важное обстоятельство. Создаётся впечатление, что в этом диалоге оппоненты не слышат друг друга, каждый говорит своё, что подтверждает фраза Фамусова:

Добро заткнул я уши.

То есть получается, что, как только «карбонарии» Чацкий начинает говорить, Фамусов сразу же затыкает себе уши, чтобы не слышать крамольных речей.

Конец диалога напоминает разговор глухих. В этом эпизоде иронию вызывают оба героя. Несомненно, идеи свободолюбивого Чацкого симпатичны автору. Но уже этот первый поединок представителей «века нынешнего» и «века минувшего» показывает, что для Грибоедова важно не то, какие идеи лучше. Драматург убеждён, что изменения в обществе произойдут тогда, когда люди научатся слышать и понимать друг друга.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:36:21
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение