Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Деревня в отечественной литературе второй половины XX – начала XXI века (ЕГЭ по литературе)

Деревня в русской литературе играет огромную роль. Писатели обращались к этой теме многие годы. Быт крестьян изображали по-разному. Для одних, жизнь в деревне представала очень спокойной и вдохновенной. Другие же описывали в основном тяготы и невзгоды её жителей.

В советские времена деревня в отечественной литературе стала одной из самых острых и животрепещущих тем. Полная перестройка общества, смена власти, образование колхозов и коллективизация поменяли жизнь не только городских жителей, но и крестьян. Судьба деревень стала волновать многих писателей.

Так, например, произведение Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» написано в 50-е годы, в период правления советской власти.

Автор описывает деревню не такой, какой мы привыкли её видеть. В Тальново царит разруха и нищета. Главный герой, возвращаясь в Россию после ссылки, останавливается у одной старушки — Матрёны. В произведении рассказчик знакомит читателя с бытом обычной женщины, которая всю свою жизнь провела в деревне. Он описывает, как ей было трудно: из еды всегда была одна картошка, из хозяйства только коза, в доме холодно и сыро, живут тараканы и мыши. А ведь женщина всю свою жизнь работала на колхоз.

После раскулачивания, Великой Отечественной войны, полной коллективизации крестьянам пришлось тяжело. Солженицын описывает, как в месте Торфопродукт раньше были непроходимые леса, чудесная природа, но председатель колхоза вырубил все для своей выгоды. Людям в деревне Тальново приходилось воровать торф у колхоза, чтобы выжить. Казалось бы, у крестьян должно было быть всё для отопления своих домов, но о деревенских жителях никто не беспокоился.

Из-за такой жизни люди стали черствыми, жадными, наглыми. Их ценности стали примитивными, богатство приравнивалось к доброте. Бедными пользовались, не считались с ними. Одна только Матрёна смогла сохранить свою доброту и честность. Она помогала другим, хотя знала, что это никто не ценит её поступков. Женщина болела, была слаба, но все равно безвозмездно поддерживала соседей.

Нравственная нищета крестьян красочно показана в развязке произведения. После смерти Матрёны все её родственники, бывший возлюбленный собрались на похоронах. Никто не сожалел о её смерти, не чувствовал вину. Люди делили имущество прямо перед гробом героини. Материальное состояние для них стало важнее духовных ценностей, человеческой жизни.

В заключение хочется сказать, что Матрёна — праведник. Противопоставляя ее и других жителей, которые пользовались добротой и безотказностью героини, автор раскрывает проблему духовного обнищания деревень в советский период.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.