Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» завершается повестью «Фаталист»? (ЕГЭ по литературе)

Новаторство романа «Герой нашего времени» заключается в разногласии сюжета и фабулы. М. Ю. Лермонтов написал несколько повестей, выстроив их в произведении в порядке угодном для фокуса на психологизме героя, на его чертах и мотивах поступков, а не на самом ходе действий. Повесть «Фаталист» является замыкающей, что тоже не случайно.

Все время Печорин представляется фигурой двоякой и неопределенной из-за собственной любви к сомнениям. Максим Максимыч сам подмечал противоречия в нем, рассказывая, как тому бывает все равно на погоду, а иной раз, сидя в комнате почувствует, что «ветер пахнет, уверяет, что простудился».

В «Фаталисте» та же двойственность образа сохраняется, ведь, изначально Григорий был смело готов оспаривать предопределённость, пока не столкнулся с оправданной в дальнейшем «печатью смерти» на лице Вулича. Так становится ясна суть Печорина, понявшего и теперь не отрицающего судьбу, убеждённого, что только волей в праве распоряжаться человек до предначертанного часа.

У Печорина на протяжении всего романа прослеживается привычка брать власть над всеми ситуациями, устанавливая эксперименты и играя с чувствами людей, которые становятся ему хоть как-то знакомы. В последней повести эту черту Лермонтов подсветил ярче: теперь ставка Печорина много выше — смерть. Сначала он оспаривает предопределенность, рискуя жизнью Вулича, а потом — своей.

Герой твердил, что хуже смерти ничего не случится, а миновать ее не выйдет. На этот слепок мысли хорошо ложится логичная постановка повести «Фаталист» в самый конец произведения. Смерть как символ разумного завершения, причем, как и самого произведения, так и ракурса прежних убеждений Печорина. Так он, когда-то ухмыляясь с мыслей о том, что раньше люди могли думать, как звезды правят ими, сам «попал невольно в их колею».

Таким образом, разместив «Фаталиста» в другом месте романа, конечное мнение об образе главного героя было бы установить много проблематичнее, а логика самой мысли Печорина была бы сломлена, ведь, к её осознанию читателем прийти можно только через определенную череду происшествий, встречающихся на пути, через определенную градацию повествующих: от Максима Максимыча до самого Печорина. Автор это прекрасно понимал. Собирая картину главного героя, он подобрал нужный пазл.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.