Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Судьба Андрея Балконского (Толстой Лев Н.)


Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,

Всесильная судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

Пьер Ронсар.

Кто никогда не думал на тему судьбы? На протяжении многих лет люди верят в судьбу и пытаются ее предсказывать. Что наша жизнь? Автобиография или сценарий? Череда случайностей или нечто предопределенное? Человек – творец своей судьбы или безвольная игрушка в руках высших сил? Эти вопросы из разряда тех, на которые никогда не будет точного ответа. На любые философские вопросы люди отвечают каждый себе. И до этих ответов все доходят по – разному.

Герои романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», как и любой реальный человек, ищут свое место в этой жизни. И путь нравственных исканий у каждого свой. Автор показывает множество вариаций нравственного развития.


Но есть то, что объединяет всех героев – жизнь бесконечно заставляет пересматривать собственные моральные устои, новый опыт рушит то, что ранее казалось незыблемой истиной.

Подобные перескоки от скептицизма к духовному просветлению претерпевает один из главных героев романа князь Андрей Болконский. В начале произведения он предстает нам в образе гордого и высокомерного дворянина. Интриги, ложь, наигранность – черты светского общества не присущи ему, столичная жизнь тяготит его. Надежды на семейное счастье не оправдались. Он пренебрежительно относится к своей жене, о любви и речи быть не может. Но мысль о своей роли в этом мире не покидает князя, он хочет прожить не напрасно, найти истинное и достойное дело. Он переживает этап наполеонизма, где главным движущим фактором является эгоизм и желание самореализации. Болконский решает участвовать в кампании тысяча восемьсот пятого года, он желает сбежать от светской и семейной жизни на фронт, где, он уверен, сможет обрести славу совершить подвиг и увериться, что его жизнь ненапрасна. В разговоре с Пьером он объясняет свой уход, перемену образа жизни простыми словами: "Я иду потому, что жизнь, которую я здесь веду-эта жизнь не по мне! "

На войне герой не находит того, чего желал. Происходит один из переломных моментов его жизнь. Рушатся его идеалы и ценности, все, что ранее казалось таким важным, теперь не стоит и малейшего внимания. Отец Андрея – генерал, неудивительно, что он воспитал в сыне чувство долга, поэтому нежимый надеждами на славу Болконский понимал, что по-настоящему служить своей Родине можно только будучи в тылу сражения, а не находясь в штабе. Попав на военную службу князь сильно изменился, вопреки законом светского общества, он является не просто солдатом, он хочет служить ревностно своему царю и Отечеству. В нем больше нет того притворства, лени, скуки, которые овладевали им во время жизни в столице. В Шенграбенском сражении первый раз Андрей увидел истинный героизм, зачатки которого нельзя обнаружить в светском обществе. Судьба показывает Болконскому на примере подвига капитана Тушина, что только человек свято любящий свою Родину и знающий за что он борется, может стать героем, при чем сам того не желая. Но этого примера оказалось недостаточно, чтобы доказать князю Андрею ошибочность его суждений. Перед важнейшим сражением кампании этих лет герой вновь впадает в раздумья о собственном назначении. Жизнь Наполеона кажется Андрею удивительной, его карьера, его полководческий талант завораживают героя. Болконский понимает, что готов пожертвовать семьей, домой ради единственного, чего он хочет: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у Кутузова со знаменем в руках увлек в атаку целый батальон. Но Андрея ранили. И теперь раненый лежа среди поля герой понимает, что подвиг его не имел никакого смысла, он один не мог повернуть тысячное войско, теперь его кумир кажется бесконечно малым в сравнении с этим «высоким, справедливым и добрым небом», ставшим для Болконского символом перерождения. Он понял, что его прежние стремления ничтожны, что в этой жизни нужно искать что-то другое, что - то более высокое. Только что?

Возвращается домой князь Андрей уже с новыми мыслями и стремлениями. Он хочет жить ради семьи, даже свою жену он видит уже не как красивую и капризную княгиню, а как мать своего ребенка. И вновь крах надежды и мечты. Жена умирает при родах. Ее выражение лица - на котором отражен вопрос: За что? - не дает князю Андрею покоя. Он понимает, что его жена мертва лишь из-за его эгоизма и попыток сбежать от семьи, теперь чувство вины долго не оставит героя.

После смерти Лизы Болконский живет спокойно в Богучарово, занимаясь хозяйством и делами поместья, никому не мешая, разочаровавшись в жизни и замкнувшись в себе. Как только Андрей находит новый смысл в существовании его мечты осыпаются тысячами осколков. В итоге он впадает в самый глубокий духовный кризис.

Одним из самых важных моментов в судьбе Андрея Болконского стал его спор с Пьером. Граф Безухов весь преисполненный масонских идеи отправляется к своему другу, навестить, узнать и рассказать об окончании своих душевных метаний. Андрей заядлый скептик, Пьер же оптимист, он видит смысл жизни в помощи людям. Но Болконский разбивает графа по всем пунктам. То, что Пьер считает благом, по мнению Андрея, является злом. На все аргументы противника масон отвечает: «Надо жить, надо любить, надо верить…». Эти слова напомнили герою о небе Аустерлица, для Андрея это было начало просветления, начало выхода из духовного кризиса, смена настроения и мироощущения.

Большое значение в судьбе Андрея имела его поездка в Отрадное. Он поехал к Ростовым по делам. Весна, солнечный день, все живое пробуждается и радуется жизни, а вот князь Андрей не замечает окружающей его красоты, он смотрит, но не видит. Внимание его привлекает лишь одно дерево. Дуб, который князь дважды встречал на своем пути представал как символ двух совершенно разных мировоззрений. В период душевного упадка, дуб казался Болконскому сердитым и угрюмым, олицетворяя собой самого героя, который был красив и могуч снаружи, но уже давно мертв внутри. И вновь дуб. Но уже совершенно другой, князь не сразу узнал его. Дуб раскинулся шатром темной зелени, преобразился. Герой вспомнил все ключевые моменты своей жизни, он неожиданно для себя обновился и возродился. Поездка в Отрадное была важнейшим этапом духовных исканий героя, состояния его души отразились во внешнем облике дуба, но толчком к духовному возрождению стала будущая любовь героя. Приехав в имение Ростовых, он услышал веселый смех, и заметил бегущих к его повозке девушек. Одной из них была Наташа. Андрей задумался отчего она так и весела, и почему он не может чувствовать того веселья. Мысли о Наташе настигли князя ночью. Он услышал её разговор с Соней. Удивило князя Андрея мироощущение Наташи, она видела прекрасное в каждой мелочи, она любила всех и каждого, Андрея привлекло то, что он, умудренный опытом, переживший столько горестей и бед, не мог понять молодую девушку, не мог опровергнуть ее мысли, и подтолкнуло его к вопросу: А может быть он все же чего - то не понимает в этой жизни?

Андрей направляется в Петербург, чтобы заняться реформаторской деятельностью на пользу Отечеству. Там он знакомится со Сперанским. Зачастую мы идеализируем незнакомых нам людей, князь Андрей пытался найти в Сперанском идеал того совершенного образа, который он для себя создал, теперь Болконский вновь хочет славы, в нем просыпается честолюбие, и он стремится быть похожим на Сперанского. Вскоре происходит его встреча на балу с Наташей. Ее простота и естественность помогли Андрею увидеть наигранность и фальшь в Сперанском. Андрей снова убеждается в бесполезности его реформаторской деятельности.

Возрождение Болконского происходит после его встречи с Наташей. Она становится для него новым символом обновления, символом любви, семейного счастья. Общение с Наташей пробуждает в герое поэтичность, любовь ко всему сущему. Но именно с Ростовой Андрею не суждено построить счастье. Николай в силу своей нелюбви к семейству Ростовых просит отложить свадьбу на год. Князь способен любить на расстоянии, он видит некую духовность в ожидании встречи с любимой. Между ним и Наташей не было взаимопонимания и духовного единения, они были разные. Девушка видит счастье в каждом мгновении, наслаждается каждым мигом и попросту не может ждать. Наташа не выдержала тяжелое испытание разлукой, а Андрей, будучи гордым и самолюбивым не смог простить любимой ее ошибку. Судьба разъединяет этих двух людей, поселяя в их душе боль и разочарование, но она же соединит их после войны тысяча восемьсот двенадцатого года, которое многое поменяет в их душах.

Завершил духовный путь Болконского тысяча восемьсот двенадцатый год. Разочарованный в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Андрей, не взирая на свою клятву возвращается на войну. К нему приходит понимание, что история совершается здесь, на поле боя. В нем больше нет высокомерия, гордости, тщеславия, в итоге своих духовных исканий он соединяется с народом. Его мечта осуществилась. Хоть и немного в другой форме. Он хотел чего-то глобального, внесения вклада в историю. И этим глобальным стало его участие в народной войне. Больше не было в Андрее индивидуализма, смерть отца и потеря дома не замкнули его в себе, теперь его желанием была месть французам, он не искал славы для себя, их он винил в страданиях многих людей. Во время самого сражения Андрей понял главное - он не лучше этих простых солдат, он не умнее, не талантливее их ему «нечему и нечем учить их». Понимание своей обыкновенности – важный подвиг в судьбе князя. Подвиг не народный во славу себе, подвиг перед самим собой, подвиг, который привел к внутренней гармонии. И тут смерть. Разорвавшееся ядро смертельно ранит Андрея. Он не понимал, почему ему так не хочется расставаться с жизнью. Его отвозят в перевязочный пункт. Там приходит еще одно духовное просветление. Он видит Анатоля Курагина, того самого, которой испортил ему жизнь, который осквернил честь его возлюбленной, того самого, которому так яро стремился отомстить князь. И вдруг в душе Болконского разливается любовь, любовь ко всему сущему, к своим врагам, ко всем людям в мире, любовь, которую проповедовала его сестра. Неизбежна встреча Андрея с Наташей, только ее не хватает для логического завершения духовного пути. И безусловно Болконский прощает свою любовь. В эти минуты их размолвка кажется ничтожно малой, в первый раз герой понимает Наташу досконально, он понимает ее стыд, ее вину, причину измены. За два дня до своей смерти, Андрей был уже мертв. Он переродился на духовном уровне. Вечная жизнь и вечная любовь означала уход от жизни и любви физической, погибнет тело, но всегда будет жив дух.

И все же, чем была жизнь Андрея? Судьбой или участью? Гибли родные и близкие, ранения, духовные упадки – столько горестей и бед пережил Болконский. Он ошибался, совершал глупости, лицемерил. В итоге умер довольно молодым. В этой жизни он простил и полюбил всех и вся, он достиг идеала. Ему попросту нечего было делать больше в этом мире. Путь Андрея – путь потерь и приобретений, путь «от Наполеона к Кутузову». Он хотел славы, почестей, а получил любовь и духовное совершенство. И вопрос: «Что из этого лучше?» Здесь явно не уместен.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 12:01:46
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение