Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема отношения к вере в Бога по тексту М. А. Булгакова (ЕГЭ по русскому)

Существуют ли высшие силы, управляющие человеческой жизнью? Нужно ли верить в Бога? Способен ли человек сам управлять своей судьбой? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писатели М. А. Булгакова.

Раскрывая проблему отношения к вере в Бога, автор знакомит нас со своими героями. Один из них — Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления московской литературной ассоциации, сокращённо именуемой Массолит. Другой — пролетарский поэт Иван Бездомный.

В час жаркого весеннего заката они встречают на Патриарших прудах странного господина, которого они принимают то за иностранца, то за историка. На самом деле это сатана, именуемый Воландом, который вступает с писателями в диалог, с изумлением узнавая, что они атеисты, не верят в Бога, не признают существования дьявола.

Берлиоз заявляет, что человек сам управляет своей судьбой, а рассуждения Канта «могут удовлетворить только рабов». Этот пример говорит о том, что руководитель советских писателей не признаёт существования сверхъестественного, он уверен в полном праве человека распоряжаться своей судьбой, его мышление догматично, и убедить редактора в ложности его позиции невозможно.

Воланд же доказывает, что человек не может распоряжаться своей судьбой, так как он не имеет точного плана на приличный срок, например, на тысячу лет. Человек может ножиданно заболеть тяжёлой и неизлечимой болезнью и умереть. Нельзя же в этом случае сказать, что он сам управился со своей судьбой. Из этого следует, что человек зависит во многом от Предопределения, от случайности, которая может внезапно изменить его судьбу.

Оба примера противопоставлены друг другу, так как Берлиоз и Воланд занимают диаметрально противоположные позиции по отношению к существованию мистических сил. Редактор журнала гордится своим атеизмом и уверен, что никакого Бога и Иисуса Христа не существовало никогда. Воланд доказывает, что человек не способен распоряжаться собой.

Авторская позиция не выражается прямо, но по той иронии, которую он использует, изображая Михаила Берлиоза, можно понять, что он не на стороне атеиста. Думаю, что рассуждения Воланда, с точки зрения автора, достаточно убедительны, и человек не может полностью управлять своей судьбой.

Авторская позиция мне ясна, и я частично с ней согласна. Действительно, человек смертен, смерть приходит внезапно, и он не может ей сопротивляться. Существование Бога и вера в него необходимы с нравственной точки зрения. Для доказательства своей позиции приведу слова французского философа и просветителя Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Бог — это нравственный стержень, это совесть, внутренний голос, помощник в различении добра и зла. Именно это имел в виду немецкий философ Кант, который, отрицая пять доказательств существования Бога, привёл шестое – нравственный императив.

В заключение хочу подчеркнуть, что человеку необходима вера в Создателя, в Высшую силу. Вера спасает от отчаяния, помогает преодолевать жизненные невзгоды, укрепляет жизненные силы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.