Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Образы Варвары и Кудряша по пьесе Гроза (Островский А. Н.)


Варвара и Кудряш – «жертвы» самодуров, но не пассивные, потому что занимают активную позицию.

Варвара – дочь купеческой вдовы Марфы Игнатьевны Кабановой. Девушка не противостоит открыто своей матери, когда та читает наставления и точит своих домашних, как ржа железо. Варвара только делает вид, что слушает свою мать, а сама поступает по-своему. Например, когда семейство Кабановых гуляет по бульвару и Марфа Игнатьевна сетует на то, что «не очень-то нынче старших уважают», Варвара говорит про себя: «Не уважишь тебя, как же!» Она не спорит с матерью, когда заходит разговор, «близкий сердцу», лишь снова про себя ворчит: «Нашла место наставления читать».


Легкомысленная, весёлая и беззаботная девушка не отличается болезненной совестливостью и сосредоточенностью на серьёзных нравственных вопросах, не утруждает себя размышлениями о грехе, как это делает Катерина. Жена брата с её нравственными метаниями кажется Варваре «мудрёной». Жизненная философия дочери Кабанихи проста: «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Она приспосабливается к тем обстоятельствам, в которых находится, утверждая, что весь дом на обмане держится, значит, без обмана не проживёшь.

Ваня Кудряш такой же весёлый и беззаботный, как и его подруга Варвара. Он работает конторщиком у Дикого и очень гордится тем, что не даёт спуску этому «ругателю»: «…он – слово, а я – десять; плюнет да и пойдёт». На чём же основывается уверенность Кудряша, что он, Ваня Кудряш, ни за что не станет «рабствовать» перед своим начальником? Иван знает, что богатый купец нуждается в нём, как в конторщике, грамотном человеке.

Foxford

Однако когда мещанин Шапкин предлагает отойти в сторону, чтобы «пронзительный мужик» не привязался, Ваня Кудряш благоразумно соглашается.

Таким образом, и Варвара, и Ваня Кудряш умеют вовремя «отойти в сторону», чтобы избежать «грозы». Это не очень сложные характеры, не склонные драматизировать ситуацию и умеющие приспособиться к обстоятельствам. Любовная линия этих героев развивается параллельно истории взаимоотношений Катерины и Бориса. Если любовь Катерины к Борису – это и сильная страсть, и трагедия, то связь Кудряша и Варвары напоминает взаимоотношения супругов, которые уже давно привыкли друг к другу. Создаётся впечатление, что они проводят вместе время от скуки. На это указывают авторские ремарки: «Варвара прилегла к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет». Прощаясь с любимым, Варвара «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города. Об этом мы узнаём из рассказа Тихона Кулигину: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела да и была такова – взяла да ушла… Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса. Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её высокой совестливости. Устраивая своей невестке свидание с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели. Девушка живёт одним днём, в отличие от Катерины, не боится грозы как наказания за грехи. Она не осуждает жену своего брата за «незаконную» любовь, признаваясь ей: «Я хуже тебя». Варвара убеждает Катерину в том, что ничего страшного нет, если та увидится с Борисом: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Легкомысленная Варвара не понимает, что её жизненная позиция совершенно неприемлема и даже губительна для Катерины.

Кудряш же, напротив, предостерегает Бориса от встреч с замужней женщиной: «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьевич!»

Варвара и Ваня Кудряш – второстепенные персонажи пьесы. Какую же роль они играют в «Грозе»?

Драматург проявляет мастерство в создании различных психологических типов. Не все «жертвы» «тёмного царства» одинаковы, не все пассивно несут гнёт «самодуров». Кудряш и Варвара – активные натуры. Конечно, они не обладают силой и глубиной характера Катерины, они не вступают в открытый конфликт с хозяевами города, а предпочитают приспосабливаться к обстоятельствам. Но их побег из Калинова свидетельствует о том, что «дети» не собираются терпеть давление и гнёт «отцов», они отстаивают свою свободу и независимость.

Кроме того, бесшабашная связь Варвары и Кудряша оттеняет трагичность любви Катерины к Борису. Эти пары соотносятся по принципу «простота – сложность», «лёгкость – драматизм» отношений.

Мастерство А. Н. Островского заключается в том, что он создал яркие, психологически достоверные характеры.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 05:14:24
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение