Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек и природа в лирике В. А. Жуковского и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ)

Человек и природа. Природа и человек. Есть ли между ними какая-нибудь особенная, уникальная, значительная связь? Об этом не раз задумывались и поэты, и прозаики, и даже люди, относящиеся к другой сфере деятельности, далёкой от литературы. Человек, казалось бы, всегда задаёт большое количество вопросов, а природа молчит. Но нет, оказывается, она не молчит, и даже наоборот — порой говорит за самого человека. Примером этого являются лирические герои стихотворений В. А. Жуковского и Ф. И. Тютчева.

Мир человеческой души настолько многообразен и необъясним, что порой приходится находить предмет для олицетворения того или иного людского состояния.

Для Жуковского, одним из любимых жанров которого была элегия, это не составляло никакой трудности: в его произведениях природа не только отображает внутренний мир лирического героя и помогает понять его, но и взаимодействует с ним напрямую. Так, в одном из ранних стихотворений поэта "Вечер" Природа упоминается с заглавной буквой, как что-то, наделённое человеческими признаками, и является прямым источником вдохновения для лирического героя. Он с самыми приятными чувствами обращается к каждому её уголку, и даже использование императивов ("приди", "склонись", "пой") не создают у читателя ощущения повеления. Смена времени дня, когда "последний луч зари на башнях умирает", создаёт у лирического героя множество различных переживаний. Здесь об идиллическом пространстве остаётся лишь память в появившемся элегическом, и лирический герой выражает уже тревожные мысли. Природа же и тут не оставляет человека и незаметно для него самого помогает ему: благодаря образам "дремлющего лона", окружающим лирического героя, он вспоминает многочисленные фрагменты из прошлого и, анализируя их, приходит к мысли о своей собственной судьбе — воспевать красоту природной действительности и творить новые, уникальные поэтические образы. Стремление поэта на протяжении всего стихотворения усилить эмоциональное впечатление человека от природы характерно для иллюстрации существования невидимой связи между ними.

Но не всегда природная стихия выступает как спокойный и умиротворённый мир созерцания и созидания. Иногда она выступает борцом за собственное счастье, что наблюдается в ещё одной элегии Жуковского "Море". Морская стихия в тексте переживает сразу несколько человеческих состояниях. Она умеет дышать, наполнено "тревожной думой" и даже любит. Душа моря так же, как и человеческая, полна неразгаданных загадок, и не известно, "что движет его необъятное лоно" и "чем дышит его напряжённая грудь". Она и точно так же стремится к идеальному миру, ведь море приковано к земле и не может вырваться к бескрайнему небу.

Выходит, природа — это сам человек? Или человек — природа?

Ни та и ни другая теория не поддерживается в стихотворении Ф. И. Тютчева "Природа — сфинкс...". Казалось бы, как вообще в каких-то четырёх строчках может быть заложена большая идея, однако именно этот небольшой текст рассказывает правду о совсем иной природе. Автор недаром подбирает ей сравнение с мифическим существом, олицетворяющим как и мудрость, величие, так и жестокость ("своим искусом губит человека"). Его загадки способен разгадать не каждый - так и образ человека кажется ничтожным в окружающем его мире, который намного умнее его. Именно поэтому, по мнению лирического субъекта, человек никогда не сможет подчинить её своей воле.

О жестокости природы по отношению к человеку рассказывается и в стихотворении "С поляны коршун поднялся...". Лирический герой рассуждает о том, что есть у тех, кто парит там — высоко-высоко в небе, и чего нет у тех, кто навсегда "прирос к земле". Образ природы появляется здесь уже неразрывно со словом "мать" — читатель видит значительную разницу между положением человека по отношению к ней. Но даже как мать она не наделяет его при рождении самым лучшим - полной свободой, не даёт ему "два мощных, два живых крыла", чтобы покинуть место на непристойной земле.

Однако такого мнения придерживаются не во всех стихотворениях Тютчева. В таких его произведениях, как "Певучесть есть в морских волнах…", "Итальянская villa" и "Давно ль, давно ль, о Юг блаженный…" говорится о природе благодетельнице для человека, о "созвучье полным в природе", о её красоте и милосердии, о благодарности сохранения самых тёплых воспоминаний. Выходит, образ природы не может быть однозначным, как и образ человека. Каждый воспринимает её, как умеет, и видит в неё то, что уже сам хранит в себе — добро или, быть может, зло.

Человеческая жизнь полна совершенно несопоставимых впечатлений, эмоций, размышлений, действий. То же самое происходит и с природой, порой она меняется даже быстрее, чем человек. Человек и природа соединены нерушимой связью, и не только потому, что деревья снабжают людей кислородом, позволяя жить, но и потому, что окружающий мир умеет полностью перенимать нашу боль, наши страдания и дарить нам настоящие радость и счастье.

Обновлено:

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.