Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Мистика в «Светлане» Жуковского и «Шинели» Гоголя (Сравнительный анализ)


Казалось бы, что может объединять такие разные произведения как «Шинель» Гоголя и «Светлана» Жуковского? Первое произведение — это повесть, написанная в лучших традициях критического реализма, приправленная особым стилем и сюжетом, характерным для Н. В. Гоголя.

Второе — баллада, яркий пример романтизма, написана за тридцать лет до «Шинели». Тем не менее, и у таких разных произведений есть общее — мистика, которая мастерски сплетается с реальностью, открывая новые стороны и идеи.

Баллада Жуковского, как я уже сказала, ярко выраженное детище романтизма. Она впитала в себя все основные черты данного направления, а также «русский дух», то есть фольклор и славянскую культуру. И это довольно необычно, учитывая, что произведение основано на немецкой балладе «Ленора». Но Жуковский проделал невероятную работу, изменяя сюжет и придавая черты русского фольклора так, что незнающему историю создания человеку сложно вообразить, что баллада неоригинальна.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Произведение написано в самый расцвет романтизма, первую половину девятнадцатого века, и стало, своего рода, эталоном данного направления, поэтому неудивительно, что в балладе так много мистического. Вспоминая основные черты романтизма, можно выделить следующие:

- тяга к таинственному, необычному и бессознательному;

- интерес к истории и экзотики (странам Востока);

- стремление к мистическому у многих романтиков, вера в фатализм.

Мы видим, что все эти признаки имеются и в «Светлане», а мистика вообще выходит на главный план. Но она не появляется из неоткуда- Жуковский выстроил исторический фон, идеально подходящий для перехода в мистический мир. Девушка Светлана, обычная крестьянка, ждёт своего жениха и гадает, чтобы узнать свою судьбу на крещенский вечерок. В этом гадании и лежит путь в мир мистический, потусторонний. При этом гадания на крещение — это фольклорная составляющая, характерная для русских девушек.

Во время самого гадания уже создается потусторонняя атмосфера: действие происходит в полночь, «кругом мёртвое молчанье», а пламя свечи дрожит. Погрузив нас в темную, гнетущую и мистическую атмосферу, автор затем переносит своих читателей в мир потусторонний, хоть мы и не сразу это понимаем. Неожиданно к Светлане приходит жених и везет её венчаться в церковь.

Однако всё не так просто. Автор дает нам понять, что это не настоящий жених: он не отвечает на вопросы невесты, а сам «бледен и унылый». Впоследствии автор акцентирует внимание на этой фразе, используя рефрен, то есть повторяя её в конце каждой строфы. Проезжая мимо божьего храма, герои видят черный гроб — символ смерти, что придает еще больше страха и загадочности.

Следующим на пути героев встает черный ворон, что в русском фольклоре также является знаком смерти, а также предвестником беды и несчастья. Вспомнить хотя бы русские былины и сказки, где ворон был вестником смерти и различных бед.

Все эти мистические образы все больше наталкивают нас на мысль, что жених Светланы — это посланник из потустороннего мира, который везет девушку навстречу беде или даже погибели.

Наконец события накаляются до своего пика- герои прибывают к избушке, где жених с конями исчезают. Светлана заходит в избу, где молится. Мы видим, что жених, как и предсказывали символы и знаки, мертв и единственное, что спасает Светлану от него- белый голубь, символ чистоты и божественности. Светлана пробуждается и возвращается в реальность, где к ней уже идёт её настоящий жених.

Если сравнивать мир реальный и потусторонний, то мы видим, что они кардинально отличаются не только по своему устройству, но и по атмосфере и тону повествования, которые задаёт нам автор, а также по своим обитателям. Жених в мире мистическом — не реагирующий на невесту герой, «бледный и унылый», что повторяется в балладе несколько раз. Жених же из мира нашего — статный мужчина с «любовью в очах», как говорит сам Жуковский. Даже погода различается в этих мирах. В мире потустороннем завывала вьюга с метелью, а в мире реальном на солнце снег блестит. Так автор даёт определенный настрой мирам, их атмосферу. Жуковский показывает нам мир потусторонний неприятным, темным и гнетущим, мир мертвецов, а не живых людей.

Светлана с помощью опасного гадания смогла заглянуть в него. Этот мир не взаимодействует напрямую с реальным, и появляется лишь в снах главной героини. Мистика в повести Гоголя «Шинель» существенно отличается от мистики «Светланы». Если Жуковский изображает мистический мир ужасным и мертвым, который существует только в дурных снах, то в «Шинели» мистика помогает главному герою добиться справедливости и напрямую взаимодействует с реальностью.

Если же подробно анализировать мистическое в повести «Шинель», то нельзя не обратить внимание на другое творчество Гоголя. Николай Васильевич всегда тяготел к мистическому и демонстрировал это в своих произведениях. Пожалуй, самым известным произведением Гоголя, в котором реальность переплетается со сверхъестественным, можно по праву считать повесть «Вий», написанное в 1935 году. Произведение же «Шинель» было написано спустя семь лет и вошло в «Петербургские повести».

В отличие от «Светланы», в «Шинели» мистика не выходит на первый план. В своей повести Гоголь ставит сначала социальные проблемы, показывает нам неприглядную реальности и проблему так называемого «маленького человека». «Маленький человек» — это тип литературного героя, сталкивающегося с несправедливостью от людей вышестоящих и, в силу своей доброты и беззащитности, не сумевшего им противостоять. Данная проблема впервые поставлена Пушкиным в рассказе «Станционный смотритель» и встречавшаяся в своё время у разных писателей, таких как Платонов в «Юшке» или Куприна в «Гранатовом браслете».

Также, в отличие от баллады Жуковского, большую часть произведения Гоголя занимает мир реальный, а не мир мистический. Реальность здесь рисуется в самом неприглядном виде, характерном для реализма. Бедный Акакий Акакиевич, главный герой, не имеет друзей, не стремится к вершинам и карьерному росту и усердно уже много лет работает титулярным советником. У него нет никаких целей и грандиозных планов, и он проживает пустую и бессмысленную жизнь. Но однажды он не загорается идеей купить себе новую шинель и делает это мечтой всей жизни. Он настолько рад покупке, что весь светится от счастья и его даже приглашают в гости сослуживцы. К сожалению, направляясь, домой из гостей, он становится жертвой ограбления и лишается своей драгоценной шинели. Будучи не в силах отстоять интересы и вернуть себе покупку, он не выдерживает горя и скоропостижно умирает. На этом моменте и вступает в дело мистика. Акакий Акакиевич становится привидением и отбирает шинель у значительного лица, не захотевшего помочь ему в возвращении его собственной. И, по легенде, старый титулярный советник не остановился на этом и теперь ходят в виде призрака и отбирает шинели у прохожих. Опять же, в отличие от «Светланы», мистика преподносится в особенном стиле Гоголя — с некой насмешкой и сатирой. При чем потустороннее не кажется чем-то необычном в повести и автор никак не выделяет ее на фоне основных событий. Будто стать призраком — это не что-то необычное или странное, а совершенно обыденное дело.

Если сравнивать эти два произведения между собой, то мы видим совершенно разную мистику и реальность. В «Светлане» реальность- это светлый и приятный мир, мир любви и жизни. Для Гоголя реальный мир совершенно непригляден. Он полон несправедливости, лицемерия, жестокости и других изъянов. В «Светлане» мир потусторонний метафоричный и пугающий. Он полон символов и знаков смерти, несчастий и дурных случаев. Но он, также как и в «Шинели» мир мёртвых. Только он не взаимодействует с реальностью и так и остается миром кошмаров, в то время как у Гоголя эти два мира сливаются воедино. У него мистика лишена знамен и наоборот помогает герою добиться справедливости.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id102278




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2020 «Критическая Литература»

Обновлено: 11:07:35
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение