Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Стихотворения «Море» Жуковского, «Как хорошо ты, о море ночное...» Тютчева, «Лазурное царство» Тургенева (Сравнительный анализ)

Я проанализировала 3 предложенных стихотворения: “Море” Жуковского, “Как хорошо ты, о море ночное...” Тютчева и стихотворение в прозе “Лазурное царство” Тургенева. Стоит начать со сравнения жанров этих произведений. У “Море” и “Как хорошо ты, о море ночное...” жанр — элегия. Она подходит для размышления о природе. “Лазурное царство” же относится к жанру стихотворений в прозе. Это обусловлено тем, что стихотворение имеет по большей части описательный характер.

Основной образ в стихотворении Жуковского — море. Автор подробно описывает нам его состояния и чувства, как бы одушевляя его. Мы наблюдаем смятение и тревогу, борьбу и любовь между морем и небосводом. В стихотворении Тютчева главным образом так же является образ моря, но состояния уже другие. Лирический герой восхищается морем, он очарован его стихией.

Подобные чувства есть и в последнем стихотворении, где лирический герой испытывает любовь к природе и любуется ей. По выраженным эмоциям и переживаниям наиболее близки стихотворения Тургенева и Тютчева. Основные образы так же совпадают. Но стоит сказать, что по жанру и теме стихотворения всё-таки различны.

Стихотворения о природе часто наполнены символизмом. Так, в стихотворении “Море” символичны упоминания бездны, например: “...Ты в бездне покорной скрываешь смятенье”. Автор показывает море как безграничную силу, которую трудно, но возможно понять. Это и удалось лирическому герою. Он смог осознать, что море “живо”, увидел его переживания. Тютчев с помощью символизма передает другой смысл. Строка “Здесь лучезарно, там сизо-темно...” играет роль противопоставления. Вблизи море кажется безобидным, но в неизвестной глубине оно опасно. Об этом говорит и взаимоотношение между морем и лирическим героем. Он не понимает, почему волны “несутся, гремя и сверкая”, и чей праздник празднует “зыбь морская”. Герой настолько очарован, что хочет слиться с морем и забыться в нем. В стихотворении Тургенева присутствует символизм, но его смысл сильно отличается от посыла предыдущих стихотворений. Автор олицетворяет природу, показывает, что она может испытывать чувства и эмоции, и даже сопереживать: “...само небо звучало им в ответ - и кругом море сочувственно трепетало...”.

В выражении основной мысли стихотворений большую роль играет антитеза. В первом стихотворении происходит противопоставление состояний моря в первой и второй строфе. Так, в первой части стихотворения море изображено как тревожное, но полное жизненных сил: “...таинственной, сладостной полное жизни...”, “ты льешься его светозарной лазурью”. Во второй части море уже борется с тучами, чтобы снова увидеть небосвод, оно в смятении: “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь...”. В стихотворении Тютчева противопоставлены две разные стороны моря: та, что находится близко и манит своей красотой и далекая, коварная и опасная. Антитеза в третьем стихотворении передает различие представлений, фантазий о природе и реальной картины мира. То, что увидел лирический герой, было всего лишь сновидением: “О лазурное царство! Я видел тебя... во сне”. Троеточие помогает почувствовать разочарование в реальном мире.

В целом, образный строй всех трех стихотворений достаточно схож: они наполнены эпитетами, олицетворениями и риторическими фигурами. Так, в первом стихотворении мы видим обилие эпитетов: “безмолвное”, “лазурное”, “смятенной” и т. д. Именно они помогают нам понять состояние моря. Второе стихотворение так же наполнено эпитетами, но они играют роль противопоставления: “лучезарно”, “сизо-темно”. В третьем стихотворении используемые эпитеты передают восхищение и любовь к природе: “ласковое солнце”, “вдохновенной силы”.

Особенности синтаксиса в “Море” помогают нам в полной мере понять состояние природы, ощутить её переживания. В нем есть анафора: “Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...”, параллелизм: “Что движет твоё необъятное лоно? // Чем дышит твоя напряженная грудь?”. Во втором стихотворении используются другие приемы: инверсия (“В лунном сиянии, словно живое, // Ходит, и дышит, и блещет оно...” и многосоюзие (“В этом волнении, в этом сиянье”). В последнем стихотворении автор применяет бессоюзие для усиления восхищения: “И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою...”.

В каждом из стихотворений применена аллитерация, но только у стихотворения Тютчева есть перекрестная рифма; первое и третье ей не обладают. В первом стихотворении аллитерация передает нам шум моря: “Ты чисто в присутствии чистом его: // Ты льешься его светозарной лазурью” (звуки “с”, “ч”, “т”). Во втором стихотворении аллитерация так же используется для изображения шума волн: “Волны несутся, гремя и сверкая...”. В третьем стихотворении так же присутствует аллитерация: “Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами”. Она использована для изображения плавности движений.

Таким образом, все стихотворения имеют общие черты между собой, но при этом существуют нюансы, которые помогают увидеть различия в главной мысли и сюжете каждого из них.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.