|
Сочетание смешного и страшного в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина (ЕГЭ по литературе)Во многих сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, написанных в соответствии с принципами реализма, смешное соседствует со страшным, как и в жизни каждого человека. Примеры такого сочетания можно найти в произведениях "Премудрый пискарь" и "Дикий помещик". Комическое в сказке о пискаре проявляется уже в названии: очевидно, что эпитет "премудрый" использован в переносном значении, чтобы подчеркнуть глупость героя и узость его мышления. Автор обличает пороки, иронизируя над пискарём, который всю жизнь только и делал, что испытывал сильнейший страх перед всем, что его окружало, "дрожал" и прятался в своей крошечной норе. Читателю становится смешно оттого, что пугливый герой "победы и одоления одерживал", не покидая жилища, и заботился только о собственной безопасности. Но можно ли подобное существование назвать настоящей жизнью? Пискарь вследствие своего поведения был одинок, не имел ни семьи, ни друзей, ни интересов, и это по-настоящему страшно. М. Е. Салтыков-Щедрин, используя образ своего героя в качестве аллегории, демонстрирует, как страх сковывает человека и лишает его возможности жить полноценно и получать удовольствие. Существование пискаря было долгим, но совершенно пустым и бессмысленным, он не был счастлив, никому не помог и ничего после себя не оставил. В конце сказки герой и сам приходит к мысли о неправильности своего поведения, осознав, что весь "пискарий род" перевёлся бы, если бы другие жили по его правилам. Это страшная мысль, в которой и заключена идея произведения. Пугающее сопутствует комическому и в сказке "Дикий помещик". Чтобы подчеркнуть степень одичания Урус-Кучум-Кильдибаева, М. Е. Салтыков-Щедрин прибегает к гиперболе: помещик лишается способности связно разговаривать, у него отрастают когти, и сам он становится чрезвычайно похож на животное. Подобное преображение поначалу кажется невероятным и забавным, но по ходу развития сюжета становится всё более тревожно оттого, как стремительно герой теряет человеческий облик, свою личность. При помощи такого художественного преувеличения автор выражает страшную мысль о том, насколько несамостоятелен и беспомощен дворянин. Только возвращение в имение крестьян, за счёт труда которых существует помещик, позволяет вернуть Урус-Кучум-Кильдибаева к нормальной жизни. Так, на примере данных произведений видно, что в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина невероятное и смешное зачастую сочетается со страшной действительностью. При помощи комического автор подчеркивает трагизм реалий, в которых существуют его герои. Обновлено: Опубликовал(а): essaykin Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|