Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Анализ «Елка и свадьба» (Достоевский Ф. М.)


Федор Михайлович Достоевский – русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Он известен многим как автор популярнейших романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», и «Братья Карамазовы». Помимо этого среди произведений Достоевского числится немалое количество рассказов. Например, «Роман в девяти письмах», «Честный вор», «Мальчик у Христа на елке» и другие.

Коснемся сюжета предложенного для анализа рассказа.


В произведении Федора Михайловича «Елка и свадьба» рассказывается о двух связанных между собой событиях – о елке и свадьбе. Пять лет назад неизвестный, от чьего лица ведется повествование, был приглашен на детский бал, то есть елку. Он чувствовал себя отстраненно, так как из всех присутствующих был знаком разве что с хозяином дома. Из-за этого он некоторое время просидел в цветочной беседке, которая занимала половину гостиной. В этой же комнате играли десятилетний мальчик и одиннадцатилетняя девочка. Мальчик был сыном гувернантки хозяйских детей, с которыми ему нельзя было играть из-за своего социального положения. Девочка же была особенной (для «охотников» за деньгами).

Foxford

Ее приданое составляло триста тысяч рублей. Один господин, которого звали Юлиан Мостакович, посчитал, что через пять лет сумма приданого девочки увеличиться, и та, достигнув шестнадцатилетнего возраста, станет еще более выгодной невестой. Возможно, «запах денег» вскружил Юлиану голову, и он решил действовать прямо сейчас. Господин подошел к играющим детям с целью подружиться с девочкой; затем спросил: «Будите ли вы любить меня, милая девочка?». Сын гувернантки сидел рядом и, кода понял, что ей неприятен этот мужчина и его вопросы, заплакал из «полнейшего сочувствия». Это заставило Юлиана отстать от самой девочки, но не от ее родителей: перед ними он «рассыпался в похвалах и восторгах о красоте, талантах, грации и благовоспитанности милого дитяти». В итоге, когда неизвестный читателю повествователь проходил мимо некоей церкви, он узнал, что та самая девочка с приданым выросла в шестнадцатилетнюю девушку, которая выходит замуж за того самого Юлиана Мостаковича.

В рассказе автор поднимает проблему жестокости и несправедливости жизни. Достоевский сталкивает два противоположных мира: мир добра и ребяческих забав с миром расчетливых и жаждущих обогащения людей. Образ первого мира автор передал через праздник, подарки и детей, а образ второго - через взрослых участников торжества, в особенности через Юлиана Мостаковича. Этого мелочного человека ничто не сдерживает: ради богатства он готов на все. Взрослый мужчина начал планировать свадьбу, когда предполагаемой невесте было всего одиннадцать.

Обратим внимание на то, как Достоевский описывает Юлиана Мостаковича. Безусловно, большую роль играет «портретная» лексика. Выделим ключевые слова: «немножко толстенек», «сытенький, румяненький, плотненький, с брюшком, с жирными ляжками», «кругленький как орешек». Данное описание заставляет нас чувствовать неприязнь по отношению к Юлиану, а используемые автором уменьшительно ласкательные суффиксы показывают никчемность данного персонажа.

Теперь рассмотрим героев рассказа, которым и противопоставлен Юлиан Мостакович, а именно детей. При описании сына гувернантки автор использует такие слова: «худенький, маленький, весноватенький, рыженький», «крайне забитый и запуганный». Так мы понимаем, что его положение в обществе ниже, чем других детей, чьи родители выше по рангу. Про девочку с приданым Достоевский пишет так: «прелестная, как амурчик, тихонькая, задумчивая, бледная, с большими задумчивыми глазами на выкате». Благодаря этим словам, мы представляем очень красивую и милую девочку, которая через пять лет будет соответствовать несколько другому описанию: «Красавица была бледна и грустна. Она смотрела рассеяно, … ее глаза были красны от недавних слез». Она предстает перед нами девушкой, вид которой, кажется, «без просьб сам за себя молит о пощаде».

В своем рассказе Достоевский пользуется разнообразными синтаксическими конструкциями, а именно сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными предложениями, а так же различными оборотами. Благодаря такому построению произведения, читателю легче проникнуться историей и представить себя тем неизвестным повествователем, который был свидетелем детского бала и свадьбы.

В тексте преобладают описательные части речи, то есть прилагательные и наречия: «деловое», «одутловатый», «прилично одетый», «чрезвычайно внимательно». Они придают повествованию красочность и позволяют более наглядно воссоздать в голове с помощью воображения происходящее в рассказе. Ближе к кульминации произведения основной частью речи становятся глаголы, что передает динамичность повествования: «остановился… бросил… двинулся… огляделся…».

Федор Михайлович – мастер художественных троп. В произведении можно заметить очень выразительные эпитеты: «величественный», «перепуганный», «невинный», сравнения: «был красен как рак», а также метафоры: «узнав птицу по перьям».

Я уверена, что этот рассказ не оставит никого равнодушным. Наверняка каждый, читая его, сочувствовал мальчику, который хотел играть с другими детьми, но из-за классового неравенства не мог, и девочке, которая, не смотря на огромное богатство, была вынуждена прожить несчастную жизнь в браке с отвратительным человеком.

Федор Михайлович Достоевский ценен для нас и как мастер художественного слова, и как очень глубокий писатель, к произведениям которого можно возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое и очень важное.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 20:12:36
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение