Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход
забыли пароль?





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Жанровое своеобразие пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)


Александр Сергеевич Грибоедов – автор одного произведения – комедии «Горе от ума», написанной в 1824 году. Но этот шедевр русской драматургии обессмертил имя писателя, а его пьеса навечно вошла в сокровищницу мировой литературы.

Это произведение поражало современников своеобразием жанра, новизной и свежестью. Своеобразие комедии продиктовано той эпохой, в которую она создавалась и которая нашла такое яркое воплощение в этой гениальной поэме.


Что же это была за эпоха? Она представляет собой рубеж, переходный период, смену веков. Уходил в прошлое век Екатерины с его консервативным общественным сознанием и психологией обывателя, придерживающегося старых взглядов, старого порядка, обеспечивающего им покойное существование. Ярким представителем «века минувшего» является в комедии Павел Афанасьевич Фамусов. Именно он наиболее последовательно

и яростно отстаивает идеологию своего века.

На смену веку екатерининских фаворитов приходит «век нынешний». Новое общественное сознание разбужено Отечественной войной 1812 года. Возникают надежды на перемены, на отмену крепостного права, на свободу и независимость личности.

Foxford

Сторонником нового века и общественных реформ представлен в комедии Александр Андреевич Чацкий.

Жанровое своеобразие пьесы заключается и в том, что она совмещает в себе черты уходящего в прошлое просветительского классицизма и признаки нового, реалистического искусства. В комедии соблюдается основное правило классицизма – принцип трёх единств. Единство места и времени заключается в том, что действие укладывается в одни сутки и происходит в доме Фамусова. Принцип единства действия существует лишь формально: наблюдается любовный треугольник: Софья – Мочалин – Чацкий. В пьесе сохраняется традиционная для классицизма «система амплуа». Сюжет основан на любовном треугольнике. Фамусов выступает в амплуа легковерного отца, не догадывающегося о любви дочери. Лиза играет роль 2субретки» - служанки, помогающей влюблённым. Но амплуа не выдерживаются до конца, как это было принято в классицизме, а наполняются новым, живым смыслом. Например. Фамусов и Лиза выступают ещё и в роли резонёров. Отступлением от традиции является и то, что Чацкий – резонёр и герой – любовник одновременно, к тому же в роли героя – любовника он терпит поражение. Молчалин подходит под амплуа глупого любовника, но необычным является то, что героиня предпочитает именно его умному Чацкому. Таким образом, можно утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены. В комедии отсутствует счастливая развязка, как это было принято в классицизме. Каждому из героев: Софье и Чацкому – достаётся свой «мильон терзаний».

Грибоедов наделяет своих героев «говорящими фамилиями», что также является особенностью классицизма. Например, фамилия «Фамусов» происходит от английского слова «известный». В этой фамилии подчёркнута типичность героя. Его дом представляет собой модель барской Москвы в миниатюре. «Бессловесный» Молчалин вполне соответствует своей фамилии.

В образе Чацкого воплощены черты романтической личности. Перед нами герой-одиночка, вечно бросающий вызов миру и вечно терпящий от него поражение. Пылкий молодой человек, страстно влюблённый в Софью, обладает даром красноречия, острым, насмешливым, язвительным умом.

Своеобразие комедии заключается в том, что в ней тесно переплетаются два конфликта – общественный и любовный. Проследим, как развивается действие пьесы.

После трёх лет странствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова и поражается красоте Софьи и её холодности к нему. Все силы души героя уходят на разрешение «загадки» Софьи. Но постепенно любовный конфликт перерастает в общественный, когда Фамусов выдвигает перед Чацким условия, при которых он может претендовать на руку Софьи:

Сказал бы я во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди – тка послужи.

Но молодой человек метко парирует: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Начинается словесный поединок между представителями разных веков, каждый отстаивает свою позицию и не намерен сдаваться. Суетливость Фамусова перед полковником Скалозубом раздражает Чацкого: он подозревает соперника. Чацкий не верит Софье, расписывающей в лучшем свете Молчалина, принимает это за насмешку.

В сцене бала общественный и любовный конфликт достигают кульминации. Софья, оскорблённая резким отзывом Чацкого о предмете своей любви, сознательно распространяет клевету о сумасшествии Чацкого. Общество объединяется в борьбе против «вольнодумца».

Таким образом, своеобразие жанра пьесы А.Грибоедова заключается в том, что она сочетает в себе традиционные черты классицизма и романтизма и в то же время является произведением нового направления – критического реализма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


регистрация | забыли пароль?


  вход
логин:
пароль:
Запомнить?



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2019 «Критическая Литература»

Обновлено: 21:36:12
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение