Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём заключается своеобразие финала комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (ЕГЭ по литературе)

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» автор показывает столкновение «века нынешнего» и «века минувшего», двух лагерей, сложившихся в России в 19 веке, изображая борьбу одно героя — Чацкого — со всем обществом. Так, этот конфликт, который является главным в произведении, доходит до развязки в финале произведения. Однако, вопреки канонам классицизма, комедия не завершается наказанием порока и торжеством добродетели, а также пьеса выходит за рамки комедийного жанра, её конец драматичен: все герои остаются несчастны.

В этом заключается своеобразия финала «Горе от ума».

Развязка комедии, объединившей в себе черты классицизма, реализма и даже романтизма, как и всё произведение, показывает новаторство А. С. Грибоедова, нарушившего каноны классицизма. Итак, из пьесы мы узнаем, что Чацкий, будучи признанным в фамусовском обществе сумасшедшим, покидает Москву, говоря, что туда он «больше не ездок». Причин для его отъезда несколько. Герой разочарован и зол, оскорблен и грустен из-за того, что его «ум», те идеи, которые он хотел донести до окружающих, остались отвергнутыми и непризнанными. «Мильон терзаний» Чацкого, помимо этого, составляют и переживания из-за неразделённой любви с Софьей. И в 4 же действии комедии оба этих конфликта — общественный и любовный — своеобразно разрешаются его отъездом. Но мы видим — Чацкий, человек, обладающий прогрессивным складом ума и богатым внутренним миром, не побеждает злонравие, царящее в доме Фамусовых. Нельзя сказать, что он становится и побежденным, но герой остается гонимым и оскорблённым фамусовским обществом, а Софье он безразличен, несмотря на все его попытки получить её внимание. Итак, мы видим, что Грибоедов нарушает основы классицизма и не следует традиции Фонвизина, завершившего свою пьесу победой добродетели над пороком.

Однако и представители «века минувшего» остаются несчастны. Они изгнали Чацкого, но те идеи, взгляды и убеждения, которые он пытался донести до них, помешали им «дремать в неведенье счастливом». Появление Чацкого в доме Фамусовых нарушило привычный уклад их жизни, и, как пишет Гончаров, «не только для Софьи, но и для Фамусова и всех его гостей, «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики». Так, Софья узнала об измене Молчалина и увидела, наконец, его корыстную сущность, Молчалин же тем самым потерял возможность добиться высоких чинов, а Фамусов разочаровался поведением дочери и своего секретаря. Итак, мы видим: как фамусовское общество повлияло на судьбу Чацкого, так и он словно заставил их проснуться из «неведенья», притом ни один из двух лагерей не одержал победу. Итак, мы видим — все герои остались несчастны. Финал такого рода не характерен для комедии: развязка «Горе от ума» драматична. Поэтому, благодаря своеобразию развязки, современники Грибоедова определяли его пьесу как «высокую» комедию — пересечение комедии и трагедии.

Подводя итог, можно сказать, что финал пьесы своеобразен как потому, что «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия, так и из-за её жанрового своеобразия. Автор не показывает судьбы героев после развязки. Такой «открытый» финал комедии заставляет читателя задуматься о том, что может их ждать. А Грибоедов, возможно, и сам был не уверен, какое будущее будет иметь прогрессивная молодежь и «век минувший», и лишь мастерски изобразил в своем произведении ту борьбу между ними, что происходила в действительности в России 30-х годов 19 века.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.