Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Дикой и Кулигин как герои-антагонисты в романе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Александр Николаевич Островский — великий драматург и основоположник русского национального театра. За всю свою жизнь он написал и перевёл около пятидесяти пьес, которые привлекали к себе внимание людей всех сословий. Интерес чуть ли не к каждого человека к творчеству Островского обусловлен тем, что его драматургия является социально-психологической. Через семейно-бытовой конфликт писатель показывает ключевые проблемы России. Местом действия в произведениях Александра Николаевича является Россия в её переломные моменты.

Островский сочувственно относился к низшим слоям общества и осуждал пороки людей высших чинов. Своими пьесами он не старался разрушить устои: его творчество было направлено на восхваление добра и правды, порицание тёмных сторон людей. Содержанием произведений  Александра Островского становится сама жизнь, такая, какая она есть, со всем хорошим и плохим сразу. Изображение обычной жизни людей также становится основой изучаемой в школьной программе пьесы "Гроза". В своём произведении Островский показывает противостояние двух миров и через конфликт между этими противоборствующими группами людей пытается донести до читателя основную мысль. Без внимания не остаются такие второстепенные герои как Дикой и Кулигин, сравнить которых я бы хотела в своём сочинении.

Два конфликтующих полюса в пьесе "Гроза" — это "тёмное царство" и те люди, которым приходится подстраиваться под правила первых или же показать серьёзное непринятие такого порядка, как это делает Катерина Кабанова, совершившая самоубийство и ставшая "лучом света в тёмном царстве" по мнению критика Н. А. Добролюбова. Из двух героев, о которых я хочу написать, начну, пожалуй, с Савела Прокофьевича Дикого - представителя "тёмного царства". Наряду с главной героиней Кабанихой, женщиной черствой и властной, стоит другой самодур — Дикой. Он является влиятельной фигурой города Калинов, богатым купцом, который ни дня не может прожить без ругани и скандалов. Как говорил Шапкин о Диком: "Ни за что человека оборвёт". Савел Прокофьевич ругается с родными племянником Борисом, знакомыми и рабочими. Но ссорится он лишь только с теми, кто слабее его или ниже по положению. В отношении других этот герой тихий, так как боится вышестоящих людей. В пьесе Дикой — символ не только грубости, но и также чрезмерных жадности и невежества. Он не желает выплачивать своим рабочим деньги, а если кто-то и заикнётся об этом, то отвечает сердито и наотрез. Помимо неуважительного отношения к людям с чинами пониже он также глупый и необразованный человек. Этим героем восхваляются старинные устои, но совершенно порицается просвещение народа и прогресс. Несмотря на то, что некоторые традиции определённо изжили себя, стали слишком старыми, чтобы придерживаться их, Дикой все же, как и Марфа Игнатьевна Кабанова, стоит на своём. Он уверен, что именно такие жизненные правила, даже если они ставят на первое место отрицательные стороны человека, являются истинными.

Полной противоположностью Дикого является Кулигин — простой мещанин с благородным и добрым сердцем. Этот персонаж является одним из тех, чьи убеждения не сходятся с убеждениями патриархального общества, а имя вызывает исключительно положительные эмоции: "Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет". Кулигин — механик-самоучка и поэт в душе. Он образован и выступает за знания, умственное развитие. Герой ценит красоту окружающего мира, любит читать книги, рассуждая на разные темы и делясь своей мудростью с другимии, и желает создать перпетуум-мобиле, то есть вечный двигатель. Характером Кулигин схож с Катериной Кабановой, так как он тоже недоволен превосходством устаревших традиций. Он мечтал изменить действующие порядки, но, к сожалению, желаниям героя не суждено сбыться. Пока миром правят такие как Дикой и Кабаниха, всё останется на своих местах и прогресса можно не ждать.

Подводя итог, хочу сказать, что, несмотря на важную роль центральных, присутствие второстепенных персонажей в пьесе также имеет определённое значение. Герои-антагонисты Дикой и Кулигин принимают участие в воплощении авторской идеи, которая заключается в необходимости переоценки застоявшихся и мешающих нормальной жизни в настоящем патриархальных устоев.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.