Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какие чувства заставляют человека пойти на преступление? Аргументы М. Горький «Старуха Изергиль», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Каким образом взаимосвязано преступление морали и преступление закона? На эти вопросы я постараюсь ответить, опираясь на произведения художественной литературы.

Что заставляет человека пойти на преступление? В контексте правосудия преступление подразумевает нарушение общепринятых, формально определённых моральных норм, стимулируемое различными внутренними факторами. В целом нарушения можно разделить на физические и духовные. Физические преступления касаются чисто утилитарных понятий, например, кража или убийство для удовлетворения чувства голода и приобретения простейших благ. Такие преступления превентируются наличием у людей еды, жилья, образования и удовлетворением их базовых потребностей.

Духовные же преступления отличаются тем, что у человека нет особой прагматической нужды в их совершении, он нарушает нормы ради самого факта диссидентства общепринятым ценностям. В этом и заключается особая опасность такого вида преступлений — у человека в любом социальном положении может возникнуть желание навредить, и это желание будет абсолютно девиантным, неподвластным здравому смыслу и основанным на таких качествах человека, как гордыня, вседозволенность, чувство собственного превосходства. Именно из-за этих чувств человек будет готов преступить закон, не преступив через собственную мораль, в которой уже не существует таких понятий, как милосердие и сострадание. Ведь так как моральные нормы лежат в основе формирования законов, то отрицая основные принципы морали, человек отрицает и существующее законодательство.

Примером духовного преступления является поступок Ларры из произведения М. Горького «Старуха Изергиль». В рассказе повествуется о человеке, который убил девушку, не захотевшую ему отдаться. По мнению Ларры, он настолько выше остальных людей, что может брать всё, что захочет, несмотря на наносимый его насильственными действиями вред. Персонажа сгубило его чувство собственного превосходства, которое довело его моральное сознание до того, что убийство невинной девушки ни коим образом не затронуло душу Ларры, не заставило раскаяться. Такое поведение отлично иллюстрирует искажение моральных ценностей, когда общественно порицаемые действия становятся для индивида нормальными, хотя они переходят все рамки разумного и адекватного поведения, отрицая существование фундаментальных принципов, отличающих человека разумного от животного. Такое искажение ведёт к непониманию собственной вины и непринятию осуждения со стороны, что окончательно сбивает систему ценностей человека и делает его опасным для окружающих.

Другим примером духовного преступления является Раскольников из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Рассуждения о делении общества на «тварей дрожащих» и «право имеющих» довели главного героя до полной перестройки ценностей. Он перешагнул черту дозволенного, как только осознал, что принадлежит к «право имеющим», а значит, свободен в своих действиях и может вредить «тварям дрожащим», которые стоят ниже его по уровню духовного развития. Спасение от своего душевного преступления Раскольников нашёл в раскаянии, он смог переступить свою искривлённую мораль, принять тот факт, что он был неправ и воссоздать изначально существовавшую светлую, человеческую душу. Именно полное всеобъемлющее раскаяние является единственным освобождением от бремени преступления. Признать свою вину очень тяжело из-за уже привычного чувства собственного превосходства, поэтому чаще всего «сломанная» мораль таковой и остается, но при принятии должных усилий можно спасти свою душу, вернув её в рамки общепринятых устоев.

В заключение хотелось бы отметить, что главным чувством, толкающим человека на преступление, является чувство собственного превосходства и вседозволенности, которое часто переформировывает общую картину мира человека, который, в свою очередь, перестаёт принимать общественные ценности и нормы как основу пути своего существования и позволяет себе пойти против системы, причиняя вред окружающим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.