Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ эпизода дуэль Евгения Базарова и Павла Кирсанова (Тургенев И. С.)

Для анализа я выбрала эпизод из XXIV главы — «Дуэль Евгения Базарова и Павла Кирсанова». В предшествующей сцене (конец гл. XXIII) Базаров поцеловал Фенечку в желании самоутвердиться после неуспеха с Одинцовой и «иронически поздравил себя с «формальным поступлением в селадоны» (т. е. в ряды сентиментальных и назойливых ухажёров). Павел Кирсанов, очевидно испытывающий симпатию к Фенечке, стал свидетелем базаровского поступка, что и послужило поводом к дуэли. Чтобы выяснить причину дуэли, достаточно вернутся в начало произведения (IV глава), где есть завязка конфликта. Появившаяся тогда неприязнь двух персонажей друг к другу, основанная на непримиримости взглядов (дворянина-либерала и нигилиста-демократа), развивалась и достигла апогея.

Внимания, безусловно, стоит описание дня накануне дуэли (начало гл.

XXIV). Интересной деталью сцены является трость, которую Павел Петрович намеренно берёт на разговор, чтобы в случае отказа Евгения, «прибегнуть к насильственным мерам», то есть «к этой палке». Он решительно и любыми способами хотел вызвать Базарова на открытый конфликт. Так почему же? Я думаю, из желания защитить не столько честь своего брата и Фенечки, сколько сформировавшийся с годами порядок. А почему Базаров согласился на дуэль, когда отрицал и презирал рыцарство? Из огромной гордости: «Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…». Оба героя явно хотели поставить точку в их противостоянии, им нужен был лишь предлог.

С начала встречи Евгений насмешливо отвечал, а Павел серьёзно и манерно вёл диалог. После ухода Кирсанова Базаров на эмоциях хотел было написать предсмертную записку отцу, но остановил себя. Получается, за сарказмом Базаров прятал страх перед дуэлью. На наличие серьёзных волнений указывает и описание сна Базарова перед встречей.

Сцена дуэли начиналась с описания природы: «Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури…». Гармоничность пейзажа лишь подчёркивала нелепость решения героев. Базаров, невольно созерцая природу, сказал: «Экая глупость!».

После своего промаха, после выстрела Базарова, что ранил его в ногу, Павел падает в обморок. Здесь показательно поведение Базарова, который бросился помогать Кирсанову, несмотря на подмеченную несерьёзность раны.

После данного эпизода и прощания с Аркадием в XXV главе Базаров разорвал все связи с семьёй Кирсановых.

Дуэль занимает кульминационное место в романе. В ней есть и развязка внешнего идеологического конфликта произведения: она завершает спор «отцов и детей». Можно ли сказать, что Базаров буквально убрал с арены старое поколение? Я думаю, нет. В конфликте не выиграл никто. Базаров ранил Кирсанова, у которого от жизни остались только убеждения, физически, пулей, а убил нравственно своим благородием. В конце главы XXIV Тургенев вынес вердикт Павлу: «Да он и был мертвец». Базаров же испытал страх смерти, созерцание природы, любовь и сочувствие — то, что отрицал, и то, что доказывало ошибочность его убеждений. Однако стоит заметить, что поведение Базарова и Кирсанова после дуэли показывает, что два разных поколения всё же могут найти общий язык, принять вечный цикл «на замену старому приходит новое» и принять друг друга.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.