Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Идеи смирения и гордости в романе «Преступление и Наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и Наказание» был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Ф. М. Достоевский привнес в литературу такой феномен, как полифонический роман, раскрыв жанр с новой стороны. «Преступление и Наказание» — роман идеи. Что это значит? Сквозь все произведение мы видим повторяющиеся мотивы и образы. Они помогают выразить идеи, заложенные автором. Одной из важнейших является идея гордости и смирения.

Гордость… Что есть гордость? Положительная черта, наличие самоуважения и чести. Но когда гордость перерастает в гордыню, это тяжкий грех. Где между ними грань? Достоевский показывает нам персонажей, в которых идея гордости раскрывается по-разному.

У каждого героя Достоевского есть идеология.

Центральной фигурой романа является Родион Раскольников. Он выдвигает теорию о «тварях дрожащих и право имеющих». Чтобы узнать, может ли он переступить черту дозволенного, он убивает старуху-процентщицу. Раскольников убеждает себя, что он делает это из великих побуждений, наполеоновских планов, но, на самом деле, корень теории – его гордыня. Он хотел доказать себе, что он не «вошь», однако осознал, что Наполеону не нужно было бы ничего доказывать. Когда Лужин рассказал Раскольникову свою теорию о порванном кафтане, стало ясно, что это та же самая мысль, но на бытовом уровне она оказалась уродливой. Это привело Раскольникова в ярость. Он не хотел признаваться себе в этом и раскаиваться.

В семье Раскольниковых Родион Романович не единственный гордый человек. Его сестра Дунечка тоже обладает этой чертой. Последняя её встреча с Лужиным — пример её гордости. Она не могла быть с человеком подлым и низким независимо от его состоятельности и её нужды. Но у неё эта черта характера никогда не доходит до крайности. Раскольников же иногда ввиду своей гордости совершает неоправданно ужасные поступки.

Одним из двойников Раскольникова является Семен Захарович Мармеладов. В сцене его разговора с Раскольниковым во второй главе первой части мы узнаём историю его семьи. Мармеладов рассказывает её будто бы с гордостью, той самой, которую Ф. М. Достоевский позже назовет гордостью бедных. Он признаётся в пьянстве, говорит, что жена его живет в нищете и бьет детей за то, что они плачут, а дочь его получила желтый билет, чтобы кормить семейство. Мармеладов с отчаяньем рассказывает все это Раскольникову, будто на исповеди, но не теряет гордыни. Он будто хвалится своим пьянством. Критической точкой его гордыни становится его смерть. Пьяный Мармеладов попадает под экипаж. Своей ли смертью он умер или упал на дорогу перед лошадьми намеренно, мы не можем знать. Он оставляет семью без кормильца, жену без мужа, детей без отца. Однако, умирая, он раскаивается. Это мы понимаем из его прощания с Соней. Первые слова Катерины Ивановны после смерти мужа: «Добился своего!». Вместо скорби и сожаления она упрекает его.

Гордость Катерины Ивановны уже точно пересекла грань, после которой стала грехом. Как сказал Мармеладов: «Бедность — не порок, это истина… Но нищета — порок-с». Катерина Мармеладова живет в нищете, которая и сама по себе порок, и одновременно заставляет гордость перерасти в гордыню. Самым ярким выражением её является сцена на поминках. Как ни противоречиво, но Катерина Ивановна готова унизиться как угодно, чтобы сохранить свою гордость. Она готова кричать, ходить по улице и заставлять маленьких детей петь, чтобы все увидели, как она несчастна и как несправедлива к ней жизнь и люди вокруг. Она обвиняет в своем горе всех подряд. И, умирая, она говорит: «Уездили клячу!». Здесь возникает образ загнанной лошади, который ранее появлялся во сне Раскольникова. Ф. М. Достоевский сравнивает Мармеладову с образом, выражающим людское страдание.

Гордыня Мармеладовых как будто бы искупается Сонечкой. Соня Мармеладова и Раскольников схожи тем, что они оба — грешники. Когда Раскольников приходит к ней, он осознает, что ей совершенно ясно что-то, чего он не понимает. Он пытается узнать, в чем тайна крепости её души, как она живет со своим грехом, пытается найти в ней исход для себя. Соня не горда, она смиренна, вера в Бога помогает ей жить. В течение всего действия романа Раскольников постепенно приходит к вере. Мы можем проследить эти шаги: сцена чтения Евангелия с Соней, признание Раскольникова после того, как он узнал о самоубийстве Свидригайлова, эпизод из эпилога, когда он падает на колени пред Соней. Сонечка приводит Раскольникова к вере, а она, по мнению Ф. М. Достоевского, является спасением.

Ещё один идейно важный эпизод — последний сон Раскольникова. В нем люди заразились язвой, которая заставляла их думать, что они единственно правы в своих убеждениях и мнениях. Эта болезнь привела к войнам, голоду и смертям. Главная мысль, которую несет этот сон, заключается в том, что язва — это гордыня. Именно она заставляет людей идти на ужасные поступки, мучиться и мучить других. После этого сна Раскольников начинает переживать за Соню, а за этим следует и эпизод, где он достигает состояния глубокого сожаления о своем поступке и любви. Можно сказать, что он приходит к катарсису, и что-то в нем впервые кардинально меняется.

Идея гордости и смирения в романе «Преступление и Наказание» Ф. М. Достоевского раскрыта очень многогранно. Даже герои-гордецы непохожи друг на друга, в каждом гордыня раскрывается неодинаково. И если Мармеладов и Катерина Ивановна, как и люди из сна Раскольникова, погибают в своей гордыне, то сам главный герой, благодаря смиренности Сонечки Мармеладовой, избавляется от гордыни и находит свой «исход». «Преступление и Наказание» стало первым в своем роде романом идей, и Ф. М. Достоевский представил жанр романа в совершенно новом свете.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.