Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смысл названия пьесы-комедии «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)

Название комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова стало крылатой фразой, которая находится на слуху и по сей день. Противоречивость этой фразы привлекает читателей и задаёт тон общему повествованию.

Название комедии является иронией, так как само произведение во многом построено на высмеивании над образом старого дворянства: писатель создаёт карикатурных персонажей, отражая проблемы высшего света. Например, на балу мы видим светских барышень, в частности, в комедии А. С. Грибоедов обращает внимание на сестёр, героинь, являющимися копиями друг друга и говорящих исключительно хором, их образами А. С. Грибоедов отражает поверхностность светских дам и их слепое следование моде, которые лишают их индивидуальности.

И вот где мы видим иронию словосочетания «горе от ума», в противоречивости фамусовского общества, где честность лишь напоказ, праведный Фамусов оказывает знаки внимания своей служанке, чины получают не по заслугам, а по удаче или же знакомствам, а ум — далеко не достоинство.

Для понимания смысла названия комедии важно, что образ Александра Чацкого является олицетворением названия комедии. Герой провёл три года за границей, где занимался образованием и расширял свой кругозор. Приехав на родину, Чацкий стремится распространять свои убеждения, надеясь найти отклик в своих слушателях. Но представители фамусовского общества, общества предубеждений и стереотипов, не способны воспринимать новые для них идеи. Они привыкли жить в мире «судей», притворства и лицемерия и не хотят менять положение дел. Чацкий в силу своей просвещённости понимает безнравственность взглядов Фамусова, ценящего лишь звон монет, и мелочность образа жизни Молчанова, пробивающегося в карьере путём обмана и лести. Тем не менее экспрессивные монологи героя остаются непонятыми, более того, они пугают представителей московского света. Фамусов причисляет Чацкого к политическим оппозиционерам и переживает «как бы чего не вышло» из-за идей юноши, прося того не распространять свои мысли на светском балу. Финальной точкой в стремлениях героя своими речами повлиять на фамусовское общество, изменить его к лучшему становится эпизод с балом, где Чацкого причисляют к сумасшедшим и полностью перестают воспринимать его всерьёз, герой полностью разочаровывается в людях, которые его окружают, кричит «Карету мне, карету» и расстаётся с фамусовским обществом. Личная трагедия Чацкого оказалась в его собственной образованности и идейности, которые не позволили герою вписаться в общество и обрести единомышленников на родине, герой пострадал от своего ума.

Также стремление Чацкого к познанию мира и его преображению не позволили герою реализоваться среди людей и любви. Основной любовный интерес героя — Софья Фамусова. Герои были близки в детстве, но отъезд Чацкого за границу отдалил его от Софьи, которая считала, что Александр просто оставил её. Если бы не тяга Чацкого к образованию, то, вполне возможно, что они бы с Софьей поженились, несмотря на непринятие Александра Фамусовым, так как эпизод в первом действии комедии, когда служанка Лиза напоминает Софье о Чацком спустя три года его отсутствия, даёт читателю понять, что привязанность героев была действительно сильна. Но разлука Софьи с Чацким не укрепила её чувство, напротив, Софья стала питать неприязнь к Чацкому, бросившего её. Однако любовь Чацкого всё также сильна и тот приезжает в дом Фамусова в надежде жениться на героине, но остаётся отвергнутым. Софья, как и другие, не понимает героя, она находит его резким и грубым из-за высказываний героя в адрес Молчанова. Софья была влюблена в Молчанова, в его безмолвие, черту, которая противопоставляется разговорчивости и остроте языка Чацкого. Из-за стремления Чацкого менять мир своими знаниями тот, в глазах своей возлюбленной, уступает Молчанову, герою, которого сам Чацкий презирает, и тем больнее этот удар для Александра.

Таким образом, название комедии «Горе от ума» сочетает в себе два направления: отражение личной трагедии главного героя Александра Чацкого, пострадавшего от того, что окружавшие его люди были не способны воспринимать его просвещенские идеи, и иронию А. С. Грибоедова над пороками высшего света.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.