Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема чести, долга и нравственного выбора по роману «Капитанская дочка» (Пушкин А. С.)

Проблема чести, долга и нравственного выбора встаёт перед нами при прочтении романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Каждый из нас может рассуждать на эту тему в меру своей образованности, однако далеко не все смогут достойно отстоять свою честь и долг перед Родиной в стане врага, прямо перед лицом смерти.

Анализировать роман по своим индивидуальным критериям можно практически бесконечно, но стоит заметить, что именно проблема чести, долга и в конце концов нравственного выбора является важнейшей не только в самом произведении, но и была, есть и будет самой востребованной во всём мире.

Что можно сказать о главном герое произведения, Петре Гринёве? Являясь человеком совершенно легкомысленным, недальновидным, неким "маменьким сыночком", не способным и шагу ступить без своего верного дядьки Савельича в начале произведения, он, в силу происходящих с ним перемен, довольно резво и осмысленно учится на своих ошибках, в конце концов становясь способной на многое, осознанной и самостоятельной личностью. Способность принимать себя таким, какой ты есть, беспощадно и порой даже жестоко критиковать и анализировать свои действия, характеристику мыслей — главная и важная черта, присущая Петру (роман написан от лица Гринёва для потомков, и в нём он не чурается не всячески приукрашать правду, а, как и подобает истинному дворянину и просто честному человеку, принимать свои ошибки, при этом критикуя все свои нелепые и поспешные решения).

Будучи способным на неординарные поступки (к примеру, эпизод с тулупом, подаренным "вожатому"), Гринёв довольно быстро становится уважаем не только Пугачёвым, но и Марьей Мироновой и многими другими людьми (ещё один эпизод, но уже в захваченной крепости, где главный герой мягко, ненавязчиво, но в то же время стойко и твёрдо отказался давать присягу Пугачёву, аргументировав это тем, что присягу он давал императрице, и от клятвы своей не отступится).

Пётр не просто может искренне, по-человечески любить, но и идти до конца, отстаивая и Отечество, и честь (не только свою, но и любимой девушки). Он несёт ответственность за свои поступки и решения, не отступая даже под страхом смерти.

Все эти качества являются самыми важными в развитии каждой личности, своего индивидуального внутреннего "Я".

Порой сложно определиться, как поступить, и у Пушкина в романе тоже не совсем всё просто. Взять хотя бы Емельяна Пугачёва. Неординарный, порой жестокий и страшный, но в то же время целеустремлённый и сильный волей, способный помнить и ценить добро, готовый в трудную минуту прийти на помощь, и даже имеющий некую справедливость... Да, он вызывает довольно противоречивые чувства, в которых трудно с ходу разобраться.

Создавая образ Пугачёва, известной в истории личности (причём известной в плохом свете), Пушкин упоминает о том, что он осознаёт тщетность своего бунта, осознаёт, что живому ему уже не быть, ну упрямо идёт до конца, понимая, что его конец будет трагическим. Это показано в романе в виде диалога Гринёва и Пугачёва, где последний объясняет смысл всего своего жизненного пути и восстания в виде калмыцкой сказки-притчи, мораль которой довольно печальна, но точно и метко описывает роль "главного злодея".

Но, говоря о Пугачёве, стоит заметить, что человечности он не лишён. Это подтверждает и его милостивое отношение к Гринёву (своеобразный акт благодарности, способность помнить доброе отношение к себе), и его помощь Маше и Петру (один из ярких примеров того, когда человек поступает так, как ему велят не политические соображения, а человеческое чувство).

В основе позиции писателя лежит утверждение человечности как высшего нравственного закона, и именно поэтому главные герои романа не погибают : Машу спасает Пугачёв, руководствуясь чувством справедливости, а Гринёва спасает императрица, по просьбе Марии Мироновой проявляя милосердие.

Наш долг — не забывать, что человечность и гуманизм характерны для совершенно любого человека и возможны в различных ситуациях. Высокие моральные качества способны победить ложь и зло, ведь бессмысленный бунт не является решением проблем. "Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный", — однажды сказал Пушкин, и мне трудно с этим не согласиться.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.