Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема федерализма в СССР (ЕГЭ по истории)

Изначально В. И. Ленин полагал, что лучшей формой государственного единства является унитарное государство, допуская федерацию лишь в отдельных, исключительных случаях. Однако в дальнейшем стал высказываться о необходимости федеративного устройства будущего социалистического государства. Инициатором же выбора в пользу унитарной формы принято считать И. Сталина («план автономизации»). В итоге же победил проект именно В. Ленина, потому что он предполагал вхождение новых территорий в состав России на своих правах, что, в свою очередь предполагало полное равноправие республик социалистического союза. Это привлекало представителей различных национальностей, желающих обрести безопасность, войдя под покровительство СССР, но при этом сохранить культурные особенности и традиции.

Так, в договоре об образовании Союза советских социалистических республик от 30 декабря 1922 года было прописано, что за каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза.

Проблема административно-территориального устройства СССР состоит в том, что государственная структура социалистического государства выглядела в нормативных правовых актах федерацией, а фактически СССР являлся унитарным государством с незначительной долей административной децентрализации власти. Дело в том, что ядром советской системы была правящая Коммунистическая партия, которая сосредоточила в своих руках всю государственную политику, и ее структуры контролировали все другие правительственные органы. Централизация власти стала идеологическим и организационным принципом, который действовал в стране на протяжении нескольких десятилетий.

К 1990-м годам сложилась следующая ситуация: власть союзного центра продолжала руководить политикой союзных республик, не учитывая при этом экономических, национальных особенностей территории, что, свою очередь вело к возникновению этнических конфликтов, подъёму сепаратистских движений. Это яркий пример того, что в СССР федерализм имел лишь формальный характер. В теории в федеральных государствах органы власти не могут злоупотреблять своими полномочиями, так как власть разделена между органами федерации и представителями в отдельных округах. Чем больше в конце XX века в СССР союзная власть делала уступок, тем радикальнее становились требования республик по расширению прав. В итоге отход от принципов федерализма, злоупотребление центральной власти полномочиями стали одной из причин распада СССР.

На мой взгляд, в итоге кризис и распад Советского федеративного государства приобрели значение исторического опыта. Это позволило определить ошибки в построении государства. Думаю, опыт советского государства продемонстрировал, что эффективное функционирование федерализма обеспечивается не за счёт формального провозглашения признаков данной формы административно-территориального устройства, а за счёт реализации на практике разделения власти между органами федерации и представителями в отдельных округах. Этот опыт можно использовать в целях позитивного развития современного российского федерализма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.