Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




17. Историческая тема в русской литературе по повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (ЕГЭ по литературе)

«Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына — произведение, в котором изображен значимый период в истории страны, который характеризуется заточением огромного количества людей в ГУЛАГах. Примечательно, что авторское определение жанра «Одного дня Ивана Денисовича» — рассказ. Действительно, Солженицын подробно рассказывает только о судьбе главного героя, повествует о событиях лишь одного дня. Однако литературоведы считают, что «Один день Ивана Денисовича» именно повесть, потому что произведение обладает значительным объемом, показывает целую эпоху ГУЛАГов.

Главный герой повести Иван Шухов становится собирательным образом всех осужденных, но невиновных людей с добрым сердцем и чистой душой. Миллионы людей, как и Иван Денисович, страдали в лагерях. Как же данная историческая тема раскрывается в «Одном дне Ивана Денисовича»?

Во-первых, Солженицын описывает жизнь заключенных с помощью жаргонных слов, чтобы приблизить читателя к лагерному быту. Так, осужденных людей автор называет «зэками», обыск — «шмоном», карцер — «кондеем». Жаргон в повести сочетается с литературным языком: одни герои часто употребляют тюремные выражения, другие делают это реже. Например, речь Ивана Денисовича не изобилует жаргонными словами. Причина тому — среда, в которой жил герой. Шухов не был закоренелым «зэком», преступником, тюремные условия для него не естественная среда. Он крестьянин, добрый и честный человек, грубые слова для него не характерны. Однако и он, пробыв в лагере 8 лет, некоторые слова использует в своей речи (в его высказываниях можно заметить «кондей» и «зэк»). Часто жаргон прослеживается в словах автора (Солженицын и сам был заключенным в ГУЛАГе, поэтому подобная лексика хорошо знакома ему), приближая его к своим героям. С помощью тюремных слов и выражений писатель наиболее реалистично изображает жизнь в ГУЛАГе, показывает характеры и быт «зэков».

Во-вторых, огромное значение в повести имеет бытописание. Солженицын, изображая события одного дня, показывает, насколько тяжела жизнь заключенного. День «зэка» начинается с подъема в 5 утра. После заключенных обыскивают, и они отправляются на работу, чувствуя ужасную усталость. Работа могла быть невероятно тяжелой (в случае, если бригаду отправляли на новый объект), или менее страшной, когда «зэкам» говорили пилить или строгать. После невыносимого труда в лагере приходило время обеда. Заключенные были рады, если на обед подавали кашу, и разочаровывались, если вместо неё готовили «баланду». Досуг в ГУЛАГе основывался на том, чтобы получить какую-нибудь еду, обменяться с кем-то вещами или найти у кого-то покурить (Шухов перед работой думает, пойти ему за сигаретой или посетить санчасть; мастерит тапки заключённым, чтобы они к нему хорошо относились). Лагерный день заканчивался обыском, построением и отбоем. На следующее утро «зэков» ожидал такой же день, ничем не отличающийся от предыдущего. Повествуя о быте заключенных, Солженицын показывает, что «зэки» не живут, а выживают. И в их бессмысленном и пустом существовании виновато государство, которое осудило миллионы невиновных людей и обрекло их на ужасную жизнь.

В-третьих, описывая ГУЛАГ, Солженицын показывает судьбу разных слоев населения. Заключенными становились и обычные крестьяне, и интеллигенты. На страницах повести можно увидеть и фельдшера Колю, который в действительности является студентом литературного университета, и Цезаря, кинорежиссера, осужденного за свою первую картину. Также автор описывает Гопчика, хлопца, юного и безобидного, попавшего в лагерь из-за того, что воровал молоко, чтобы прокормить своих братьев и сестер. Главный герой Иван Шухов — крестьянин, оказавшийся в лагере из-за пребывания в плену у немцев. Показывая многообразие персонажей, имеющих разное положение в обществе, автор выражает свою мысль о том, что лагеря «ломали» жизнь всем советским людям, невзирая на их статус, социальную значимость.

В заключение хочется сказать, что тема ГУЛАГа неслучайно волновала А. Солженицына. Он так же, как и огромное множество советских граждан, был вынужден пребывать в лагере продолжительное время (он был осужден за антиправительственное письмо, адресованное другу). Судьба самого писателя свидетельствует о том, как страшно было время, когда даже личные письма вскрывались и проверялись на наличие антисоветских высказываний. Личная судьба, участь целого народа в 1930-1960-х годах вдохновили Солженицына на написание повести «Один день Ивана Денисовича», в которой главный герой олицетворяет миллионы людей, чьи жизни были разрушены в ГУЛАГе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.