Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Преступление и наказание» — роман-прозрение (Достоевский Ф. М.)

Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году Ф. М. Достоевским и на сегодняшний день, как и раньше, вызывает огромный ажиотаж у читателей всех возрастов благодаря многочисленным мотивам, которые прослеживаются в произведении. В романе описываются страдания и наказание главного героя Родиона Раскольникова, через которые тот проходит довольно мучительно и душераздирающе. Достоевский устраивает для Раскольникова эту полосу препятствий для того, чтобы доказать, что его теория, выстраиваемая им годами, оказалась неверной, и показать, насколько он был неправ.

Именно этой теорией руководствовался Раскольников, когда убивал старуху-процентщицу — он хотел доказать себе и остальным, что он не такой как все, проще сказать, что он относится ко второму разряду, «особенному» обществу, но теория его провалилась с треском.

Раскольников — это человек, не позволивший себе потерять совесть при всех тех обстоятельствах, что медленно раздирали его внутренний мир, нравственность, да и в целом душу, как это сделали Лужин и Свидригайлов. Раскольников не может быть сверхчеловеком, можно сказать, он жалок, потому что не может терпеть те испытания, которые подготовила ему судьба за совершенный грех. Разве Наполеон, на которого Раскольников равнялся долгое время и ставил его всем в пример, хотя бы раз, когда выстраивал себе дорогу на престол, чувствовал себя неважно и подвергался психическому и душевному мучению, как это делал Раскольников? Очевидно, нет, ведь если бы с Наполеоном творилось то, что было с Раскольниковым, Родион никогда бы подражал ему. Смертью старухи Раскольников поддаётся преступлению, но следом к нему приходит прозрение, осознание, и эта дорога — огромный и долгий мучительный путь, который он смог пройти, не потеряв себя и свою душу.

Этапов очищения души Раскольникова оказалось несколько: первым оказалась кровь Мармеладова, который умер несколько нелепо. Этой кровью Родион омывает свой грех — наступает искупление для него: «Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке, и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение».

Далее он просит дочку Мармеладова, маленькую девочку Полечку, помолиться за него и сказать «за раба Родиона», что оказывается очень важно для самого Раскольникова. Не странно, что он попросил об этом ребёнка, ведь дети — это творение Христа, они стоят к нему ближе всего на свете. Дети сами по себе ещё в своём возрасте чисты и безгрешны, именно поэтому их молитвы чаще всего не остаются не принятыми. После этого Раскольников пребывал в превосходнейшем расположении духа, что не может не радовать читателя.

Достоевский знакомит Раскольникова с грешными и порочными людьми без души — это Свидригайлов и Лужин. Можно сказать, это те два человека, на которых мог бы быть похож Родион, если бы потерял совесть и переступил ту черту, о которой часто говорится в романе, за которой уже находились эти двое. Раскольников периодически находил и замечал в них то, что имел он сам, и подводил итог, который больше всего пугал его — они все были похожи друг на друга. Этот результат размышлений медленно подводил Раскольникова к этой самой черте, но судьба дарит ему последний шанс на очищение — это хрупкая, но сильная духом и не сдававшаяся Соня Мармеладова, которая сыграла в его жизни просто неоценимую роль и дала ему ту самую поддержку, в которой он в значительной степени нуждался, но не показывал это. Несмотря на то, что он просил девочку молиться за него Богу, он все равно не верил в него — здесь и наступает парадокс. Однако, с помощью Сони он маленькими шагами и нестойкими надеждами начинает верить в Христа и открывает ему свою душу, как и хотела сама Мармеладова, когда читала ему воскресение Лазаря: «И он, он — тоже ослеплённый и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же!». Сама Соня — это воплощение всего наилучшего, что есть в мире: любовь, ненасытное сострадание, поддержка, несмотря на свои немало важные проблемы, доброта и искренность — это все, чего так, как оказалось, не хватало Раскольникову в жизни. Соня — та тоненькая нитка, за которую он смог удержаться и не попал в бездну, которая поглотила бы его целиком. Девушка не отвернулась от него после того ужасного признания, она наоборот осталась с ним и дала ему новый глоток жизни, новую надежду на то, что ещё не всё потеряно — это досконально описано в эпилоге романа.

Теория Раскольникова не подтвердилась — он не стал сверхчеловеком, но он обрёл нечто большее — это жизнь, которую он ранее не ценил и хотел оборвать её и не понимал, как можно любить её, как это делали на каторге остальные заключённые, и любовь, которую ему будет давать его сокровище, Соня. Он осознал, что его теория оказалась ничем по сравнению с тем, что он получил от судьбы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.