Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Особенности пейзажной лирики Ф. И. Тютчева (ЕГЭ по литературе)

«Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик — в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» — в этих строчках Ф. И. Тютчев выражает основную мысль своей пейзажной лирики — природа, — это не просто фон и красивые пейзажи, а живое мыслящее существо. В чём же заключаются особенности пейзажной лирики автора? С помощью каких средств он раскрывает тему природы в своих стихотворениях? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к некоторым произведениям

Ф. И. Тютчева.

Например, в стихотворении «Полдень» автор описывает природу, как живое существо, с присущим ему неторопливостью, спокойствием и умиротворенностью.

Создает такой образ Ф. И. Тютчев с помощью средств художественной выразительности. В первой, второй и четвертой строках мы видим анафору и лексический повтор слова «лениво», синтаксический параллелизм -предложения построены по единой модели с использованием инверсии, что придаёт образу природы размеренность, медлительность. Также ощущение «дремоты» достигается с помощью сравнения «как туман», эпитетов: «мглистый», «пламенной и чистой», звукописи и аллитерации: повторяются звуки «и», «е», «о» («лениво дышит полдень мглистый»).

Красоту природы как живого существа поэт описывает и в стихотворении «Есть в осени первоначальной…». Перед нами предстает картина первых дней осени, лирический герой наблюдает, как уходит лето, всё становится «пусто», уже не «гуляет» «бодрый серп» и не «падает колос». Здесь мы также видим некоторые особенности пейзажной лирики Ф. И. Тютчева, которые помогают создать образ осенней природы. Это большое количество эпитетов: «дивная пора», «праздная борозда», «бодрый серп», «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле»; звукопись: повтор звуков «и», «л», «ё» («и льётся чистая и тёплая лазурь»)

Еще одно произведение, в котором автор оживляет природу, описывает ее, как величественное существо, — это стихотворение «Коршун». Коршун здесь — это часть природы, воплощение её мощи и силы. В первой строфе мы видим, как птица «всё выше» и «дале» поднимается ввысь, «уходит за небосклон», становится вне поля зрения лирического героя; так, автор создает ощущение необъятности, бесконечности природы, она вездесуща. Её величественность подчеркивается и с помощью эпитетов: «мощные», «живые крылья»; риторического восклицания: «И вот ушел за небосклон!».

Кроме того, антитеза, лежащая в основе стихотворения, помогает показать мощь природы на контрасте с человеком, с местом, которое он занимает в этом мире. Коршун силен, у него «два мощных, два живых крыла», которые ему «дала» «природа мать», эта птица свободна и вольна. А вот человек, которого автор, применяя иронию, называет «царем земли», наоборот, не может сдвинуться с места, он, «в поте и в пыли», «прирос к земли». Люди ничтожны и малы по сравнению с величественностью и необъятностью природы.

Подводя итог, можно сказать, что главная особенность пейзажной лирики Ф. И. Тютчева — это изображение природы как живого существа — оно величественно и невозмутимо, — а создаёт такой образ поэт с помощью разных приемов и средств выразительности: например, эпитетов, звукописи, аллитерации.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.