Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Вечное противостояние добра и зла по пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

С понятием добра и зла мы начинаем знакомиться с раннего детства. Добро — это бескорыстные действия человека, направленные на благо окружающим, зло же — намеренное причинение страданий и боли другому человеку. Безусловно, наш мир нуждается в добрых людях, ведь они являются единственным спасением жестокой, аморальной жизни. Однако многие начинают расценивать доброту как слабость человека, вследствие чего начинают пользоваться искренностью и проявлять жестокость к окружающим. Тем не менее, со злом нужно бороться, иначе бездействие приведёт лишь к большему злу.

Обратимся к пьесе А.

Н. Островского «Гроза». В произведении показаны «жестокие нравы» города Калинова, в частности деспотичные отношения в семье. Автор представляет нам семью зажиточного, но необразованного купца Дикого, где царит патриархальный уклад жизни — главу семейства опасаются и жена, и дети, и племянник Борис. Борису приходится исполнять приказы дяди лишь для получения наследства: «… бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует…». Более того, многие жители Калинова зависят от тирана, ведь Савел Прокофьич — властная личность в городе. Особенно выделяется в произведении семья Кабановых, где также правят принципы домостроя. Главной в доме является Марфа Игнатьевна, мать семейства: её решения не поддаются спорам, а от её деспотичности вынуждены страдать сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Однако Варваре удалось приспособиться к суровому характеру Кабанихи, а инфантильный сын поклоняется матери. Единственная, кто не желает терпеть самодурство – Катерина. Критик Добролюбов дал особенно точную характеристику несправедливому Дикому и безжалостной Кабанихе, назвав их «тёмным царством», ведь в образах этих героев мы видим проявление зла. Безусловно, Островскому удалось показать патриархальный мир, который стоит на грани гибели.

Отсутствие добра и любви в жизни человека ведёт к противостоянию жестокой действительности. Катерина — добрая и нежная женщина, которая жила в родительском доме «точно птичка на воле». Однако попав в новый дом после замужества, Катерине пришлось познать жестокость, лицемерие свекрови Кабанихи. Катерина также готова дарить любовь своему мужу Тихону, но не находит этого желания в нём. Это становится причиной того, что героиня, находясь в браке, влюбляется в другого человека. Её связь с Борисом вызвана давлением обстоятельств и естественным желанием молодой женщины любить и быть любимой. Тем не менее, религиозность Катерины даёт ей осознание своей вины не только перед Тихоном, но и перед Богом. Героиня забывает о собственных моральных принципах ради счастья с любимым человеком, но Борис не готов к таким жертвам. Более того, в разговоре Борис говорит: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». Поступок избранника Катерины демонстрирует, что та полюбила безответственного человека, для которого она была лишь временным увлечением. Отчаяние и безысходность приводят к единственному выходу из ситуации — к самоубийству. Желание Катерины дарить доброту и любовь оказалось никому не нужным, а «полем битвы» оказалось именно сердце героини.

Драма А. Н. Островского «Гроза» вызвала массу различных мнений со стороны критики. Одни считают Катерину светлой личностью, которая не желает быть жертвой «тёмного царства». Другие видят Катерину как глупую жертву собственных противоречий и мыслей. Для меня Катерина — истинный «луч света в тёмном царстве», который пытается пробиться сквозь пороки самодуров. Но, к сожалению, её бунт оказался бессмысленным, ей не удалось повлиять на «жестокие нравы» города Калинова.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.