|
Поиск по сайтуСамодурство в пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский путешествовал по Волге, посещал приволжские города, которые расширили представление драматурга о русской действительности. Писатель вглядывался в быт и бытие людей и опытным взглядом психолога видел то, что скрыто за заборами провинциальных усадеб. Именно это путешествие положило начало работе Островского над пьесой «Гроза». В своём произведение драматург отразил нравственное состояние жителей провинциального городка, одного из многих в России. Тема самодурства раскрывается с первой сцены на примере одного из самых влиятельных людей в Калинове — купца Дикого. Из диалога между Кулигиным, Кудряшом и Шапкиным мы узнаем о жестоком и свирепом характере богатого купца, который пользуясь властью над своим племянником Борисом, из-за наследства, упрекает и оскорбляет его. Но Борис не единственный человек, который терпит унижение от Дикого. Будучи уважаемым человеком из-за своего статуса, Дикой имеет власть над людьми слабее его. Зависимые от него жители не способны совладать с самоуправством купца. Полная безнаказанность, даёт ему делать все, что он пожелает, от чего страдают другие. Так, его работники недополучают зарплату, Кулигин предложивший сделать солнечные часы и громоотвод, которые бы сделали жизнь лучше, получает отказ вместе с бранью, ведь для непросвещенного Дикого все это вздор, его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих не сердить купца. Самомнение, невежество и отрицание изменений. Ещё одним персонажем в системе героев пьесы «Гроза», не признающим изменения и слепо верующим своим косным устоям, является Кабаниха. Грубая, деспотичная женщина принуждает свою семью к подчинение её консервативному мировоззрению, которое не допускает никаких сомнений в авторитете старших. Так, сцена прощания Тихона с Катериной отражает бессмысленное следование Кабанихи уже «мёртвым» ритуалам и обычаям. Она заставляет своего сына приказывать жене, что делать, кланяться матери в ноги. Катерину упрекает, что та не «воет» вслед уезжающему мужу. Отношения, построенные не на страхе, угнетении и подчинении для неё свидетельствуют о «неверности», все изменения- это грех. Дом Кабанихи для её детей и Катерины становится клеткой и неволей. Властность и злоба Кабановой становится причиной и побега Варвары, и пьянства Тихона, и смерти Катерины. Таким образом, Островский в пьесе «Гроза» не только раскрыл самодурство нравов жителей провинциальных городов, но и предвосхитил перемены в будущем в сознании людей. Для таких самодуров, как Дикой и Кабаниха, настают последние времена. Обновлено: Опубликовал(а): Серафима Мухоморова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|