Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль образа П. Лужина в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" во многом стал новаторским в истории литературы. По М. Бахтину, произведение является полифоническим. Это означает, что в романе звучит множество голосов, каждый из которых самодостаточен, обладает своими жизненными принципами, установками, даже теориями. Конечно же, громче всех становится голос главного героя. Родион Раскольников разрабатывает свою собственную теорию вседозволенности.

Теория настолько захватывает Раскольникова, что для е проверки герой даже решается на убийство. Концепция Родиона настолько неоднозначна и настолько требует вдумчивого анализа, что Ф. Достоевский вводит в повествование двойников главного героя. Одним из них становится Петр Петрович Лужин.

Впервые читатель узнает о Лужине из письма матери Раскольникова. Пульхерия Александровна пишет, что "он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный". Раскольников сразу проникается недоверием к будущему мужу своей сестры и не зря. Несмотря, на эту неприязнь, герои на самом деле в некотором смысле похожи. Образы Лужина и Раскольникова объединяет одна важная деталь. Оба героя создают свои теории. Лужин живет по принципу "целого кафтана". Эта теория становится главным идейным компонентом в портрете героя. Лужин беспокоится лишь о собственном благополучии, он руководствуется принципом "цель оправдывает средства". Герою куда важнее подняться в собственных глазах, быть важным, чем чьё-то счастье. Эти черты Лужина особенно ярко вырисовываются в эпизоде, когда герой размышляет о женитьбе. Не зря он выбирает себе в жены бедную девушку из простой семьи. Для него Дуня — очередное проявление эгоизма. Лужин намеренно ищет себе небогатую девушку, чтобы та была от него зависима и потому до конца жизни благодарна за свое "спасение". "Девица благонравная и непременно бедная" будет всегда тешить самолюбие Лужина. Ему будет все равно, если его спутница будет несчастна. Он готов погубить чужую жизнь, ради собственного счастья.

Важно обратить внимание и на другой эпизод романа. Вседозволенность и эгоизм Лужина достигают своего пика, когда он решает отмстить Родиону. Лужин считает, что именно из-за него расстроилась его свадьба с Дуней. Герой обвиняет Соню Мармеладову в краже денег. Он считает, что благодаря своему статусу и финансовому положению останется безнаказанным. Зная, что такой поступок может разрушить жизнь девушки, Лужин всё равно решается на него, ведь ему всё дозволено. Этот шаг становится решающей чертой психологического портрета Лужина.

Таким образом, Лужин играет важную роль в романе "Преступление и наказание". Герой благодаря своей теории "целого кафтана" готов на любое злодейство ради собственной выгоды, Раскольников же сделает то же самое, но ради общественного прогресса, ради всеобщего блага. Не зря Пётр Петрович становится двойником главного героя. Теория Лужина показывает нам, что было бы, если бы Родион возвёл свои взгляды в абсолют, если бы руководствовался только эгоистическими побуждениями. Такая теория несет в себе лишь зло, потому что никак не ограничена никакими моральными рамками.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.