Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Какова роль образа Лужина в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? (ЕГЭ по литературе)

Философский роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» культуролог и литературовед М.М. Бахтин назвал полифоническим, потому что в нем, как в музыкальном произведении, звучат и переплетаются друг с другом разные голоса, воплощающие различные идеологии и взгляды на мир. Среди них особенно выделяется голос Родиона Раскольникова. На протяжении всего романа автор проверяет его теорию, вводя в повествование двойников героя. Одним из них и является Петр Петрович Лужин.

Лужин непосредственно и очень крепко связан с Раскольниковым. На первый взгляд кажется, что у практичного и преуспевающего Петра Петровича нет ничего общего с мечущимся и беспокойным главным героем «Преступления и наказания».

Но все-таки есть кое-что, что объединяет этих героев – теории, опирающиеся на принцип вседозволенности. Теория «о целом кафтане» Лужина возводит на пьедестал разумный эгоизм, когда люди в первую очередь думают о своем собственном счастье, то есть по сути позволяет человеку действовать исключительно в своих интересах, не взирая на нормы морали. Теория Раскольникова имеет другой смысл: он разделяет людей на обыкновенных и исключительных, то есть способных идти к своей цели и вести за собой других любыми средствами. Но все-таки обе теории допускают возможность человека делать все, что ему хочется, хоть и ради абсолютно разных целей: Лужин говорит о личной выгоде, а Раскольников – об общественном прогрессе. Показательна в этом плане первая встреча Лужина и Раскольникова: подтянутому, одетому в изящную новую одежду Лужину сначала явно неловко находиться в тесной комнатушке Родиона среди едва сводящих концы с концами студентов, а Раскольникову претит индивидуализм Лужина, готового сломать жизнь Дуне ради собственного удобства. Но когда Лужин с ужасом говорит об аморальности убийства старухи-процентщицы, Родион возражает ему, считая, что все произошло по теории Лужина. Получается, что при всей внутренней разности этих персонажей и при том, что на первый взгляд они не похожи друг на другу, их теории ведут к одному – разрешают человеку совершить преступление.

Подчеркивая, насколько отвратительные формы принимает вседозволенность, Достоевский создает эпизод, где Лужин, желая отомстить Родиона, которого считает виноватым в том, что его предложение руки и сердца не приняли, пытается скомпрометировать Соню Мармеладову, обвиняя ее в краже денег. Он уверен в том, что останется безнаказанным, так как чувствует себя защищенным высоким статусом и деньгами, и потому его низкая, подлая месть выглядит особенно ужасной. При всех высоких рассуждениях о морали Лужин остается беспринципным, низким человеком, способным на любую подлость.

Таким образом, в образе Лужина до максимума доведена беспринципность, заложенная в теории Раскольникова, и это становится для Родиона Раскольникова еще одним доказательством несостоятельности собственной теории.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.