Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Почему многие стихи Ф. И. Тютчева представляющие собой «пейзажи в стихах», относят к философской лирике (ЕГЭ по литературе)

Ф. И. Тютчев — поэт-философ, вложивший открытия своего разума и собственные чувства в поэзию. Он, как и многие художники-философы, видел в природе объяснения жизненных вопросов. На примере лирики

Ф. И. Тютчева мы можем видеть, что философские концепции, попавшие в мир художника, преобразуются в образы. Из них самые яркие и показательные, а потому и самые используемые, — это картины живой природы.

Кроме того, Ф. И. Тютчев видел в природе душу, в чём был согласен с философом Шиллингом, который утверждал, что природа существует не только по геометрической необходимости, но в ней живы личность и дух, она обладает единой «мировой душой». Более того, согласно философии Шиллинга, внутренний мир человека и материальный мир природы сходи между собой, живут по одним и тем же законам, человек связан со вселенной.

Такой взгляд на природу отражён в стихотворении Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа», где поэт так говорит о сущности природы: «В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...». В этом же стихотворении он с сожалением пишет о людях, для которых «солонцы, знать, не дышат, / и жизни нет в морских волнах»: «они не видят и не слышат, / живут в сем мире, как впотьмах».

В поэзии Тютчева часто встречаются образы, которые носят символический характер и заставляют читателя задуматься о конкретных вещах. Такими символами, например, являются изображение дня и ночи. Это противостояние противоположностей: тьмы и света, добра и зла, рождения и смерти, воли и разума. День служит началом чего-то нового, а ночь — таинственное время суток, связывающее нас с неизвестным космическим миром. Человек, помимо своей воли, связан с природными циклами, с природной энергией. Эта тема раскрывается в стихотворении «Видение». Ночь — «час Всемирного молчания», «всемирного», а человек — часть мира, то есть он также погружён в это молчание. Всё живо («живая колесницы мироздания»), при этом, человеческие чувства не просто отражаются в природе, они в ней начинаются, они — часть пространства: «беспамятство, как Атлас, давит сушу». В этом стихотворении улавливается аллюзия на различные описания сотворения мира: «густеет ночь, как хаос на водах» — создаётся ощущение создания физически ощутимой материи, из чего-то неощутимого, нематериального. Кроме того, это начало второй строфы напоминает начало «Книги Бытия», где описано как дух Божий носился над водой, а вода собиралась и тогда проступила «суша». Лирический герой воспринимает ночь, как время, когда человек теряет память о дневном существовании и с любопытством наблюдает за жизнью ночного «хаоса». Всё это таинственное действо отзывается в сердце лирического, а значит то же происходит у него внутри, значит внутренний мир человека живёт по тем же законам, что и природа, познав мир природы, можно постичь человеческий мир.

В Стихотворении «Как океан объемлет шар земной...» также присутствуют образы природы, в которые поэт закладываний свои философские размышления. Океан снов, чьи волны объемлют человека, уносит его в другую реальность. Образ воды перетекает в образ таинственного ночного неба (« Небесный свод, горящий славой звездной, / Таинственно глядит из глубины») и затем вновь сливается с водой («и мы плывём»), при этом появляется ещё одна стихия — огонь («пылающей бездной со всех сторон окружены»). Всё это наталкивает мысль о том, что в жизни всё взаимосвязано, одно перетекает в другое, сливаясь воедино. Всё мироздание таит в себе загадки. Узнать секреты вселенной лирический герой может через сон, т. к. в это время человек имеет возможность прикоснуться к жизни своей души за пределами реальности. Так поэт передает свои философские мысли через образы природы.

Таким образом, Ф. И. Тютчев, придавал особое философское значение природе, видел именно в ней разгадку мироздания. Такова была его жизненная философия, на этом было построено мировоззрение поэта, поэтому тема природы в его лирике неразрывно связана с философией, поэтому многие его стихи, представляющие собой «пейзажи в стихах», относят к философской лирике.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.