Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чём заключается суть полемики Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева? По драме Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Александр Николаевич Островский в драме «Гроза» раскрыл тему русской души через яркий образ главной героини — Катерины. Она становится основной темой споров Писарева Модеста Ивановича, утверждающего, что немалую важность имеет среда, в которой Катерина выросла, и Добролюбова Николая Александровича, для которого героиня – образ идеальный, неизменно «луч света», попавший под влияние «тёмного царства».

Писарев исследует и анализирует жизнь Катерины до замужества, восторженную и полную свободы — никто её не притесняет и не ограничивает, она — та же вольная птица, которой позже себя хочет представить

(«…мне иногда кажется, что я птица»).

Героиня не знает горя, она не «отрезвлена» действительностью, оттого новая жизнь в семье Кабановых становится для неё кошмаром. Кабанова — новый тип героя — самодур, чье благочестие становится лишь напускным образом, что в отношении к окружающим ярко проявляется — ей не знакомо понятие любви и нравственной свободы, которой она лишает Катерину, заставляя почувствовать ее всю горечь замужней жизни. Кабанихе безразлично, любит ли Катерина бесхарактерного Тихона, потому что сама она не любит совершенно никого.

Воспитание Катерины, её «восторженность» жизнью и стремление к нравственной свободе становятся основанием для слепой любви к Борису и невозможностью полюбить Тихона, а следовательно — для внутренней борьбы с самой собой. Все, что окружает героиню — от религии до свекрови — запрещает её чувства к постороннему человеку, а любовь к мужу ограничивает и запирает в рамках обряда — вместо тихой тоски Кабаниха обязывает её «выть» по Тихону («Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…»). Писарев уверен, что Катерина совершенно не умеет владеть собой (о чем знает и сама), именно поэтому прося Тихона забрать её с собой перед отъездом. Протест Катерины против семейного быта, губящего ее, кажется ему совершенно глупым и бессмысленным.

Добролюбов же, как заметил Писарев, сложил все найденные им привлекательные стороны Катерины — та же восторженность, нежность и искренность — и сложил из них идеальный образ. Героиню, несмотря на тягу к свободе, к природе и бесконечному движению, оставляют взаперти и «лишают воздуха», под гнетом Кабанихи её чувства вольности не находят, однако не чувствовать в силу своей человеческой природе она не может.

По мнению Добролюбова Катерина ещё пытается найти в себе любовь к мужу, чьи самые светлые чувства, однако, так же увядают под гнетом Кабанихи. Однако она не выдерживает собственных же метаний, и решается на протест, не готовая мириться с кабановской нравственностью, с прозябанием ее живой души.

Таким образом, основная суть полемики Модеста Ивановича Писарева и Николая Александровича Добролюбова заключается в совершенно разном восприятии Катерины — как противоречивой мечтательницы, которой воспитание не дало ни ума, ни твердости характера, и как жертвы окружающего деспотизма и непонимания, против которых она выступает.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.