Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике А.С. Пушкина) (ЕГЭ по литературе)

Одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина является предназначение поэта и суть его творчества. Пушкин был убежден в том, что поэт – не обычный человек, он «божественный избранник», посланный на землю с особой миссией.

Лирик полагал, что истинный поэт обладает пророческим даром, дарованным свыше, он знает, видит и чувствует намного больше, чем простой человек. В стихотворении «Пророк» к лирическому герою «явился шестикрылый серафим»: он наделил поэта нечеловеческим зрением: «Отверзлись вещие зеницы, //Как у испуганной орлицы» и невероятным слухом: «И внял я неба содроганье, //И горний ангелов полет, //И гад морских подводный ход, //И дольней лозы прозябанье…».

Более того, Серафим «вырвал грешный язык» лирического «я», «рассек мечом» его грудь, вынул оттуда «сердце трепетное» и вместо него «во грудь отверстую» водвинул «угль, пылающий огнем», превратив тем самым поэта в настоящего пророка. В последней строфе стихотворения повествуется о том, что к лирическому герою, который лежал в пустыне, «как труп», «бога глас воззвал» и указал ему его истинное предназначение в жизни: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, //Исполнись волею мой, //И, обходя моря и земли, //Глаголом жги сердца людей». Так, Пушкин в аллегорической форме показывает духовное преображение человека, его постепенное превращение в поэта-пророка.

В стихотворении «Поэт и толпа» автор пишет о том, что истинный творец всегда преследуем, гоним, его осуждают, над ним смеются простые люди. Толпа, которую Пушкин назвал «чернь тупая», «бессмысленный, непосвященный народ», не понимает истинного предназначения поэта: «Зачем так звучно он поет? //Напрасно ухо поражая, //К какой он цели нас ведет?». Люди далеки до понимания «высоких речей» поэта, до тех чувств, идей и мыслей, которые он выражает в стихотворных строках, они ищут во всем лишь материальную выгоду: «Нет, если ты небес избранник, //Свой дар, божественный посланник, //Во благо нам употребляй». Однако автор убежден, что жизнь дарована человеку для чего-то большего, нежели удовлетворение низменных потребностей: «Не для житейского волненья, //Не для корысти, не для битв, //Мы рождены для вдохновенья, //Для звуков сладких и молитв». Пушкин считает, что поэт должен обладать твердостью, решительностью, он должен уметь презирать мнение толпы, ему не следует стремиться за наградами и почестями. Именно верность этим принципам приведет его к поэтическому бессмертию.

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», автор говорит о том, что дар поэта является чем-то недосягаемым, уникальным: «Взнесся выше он главою непокорной//Александрийского столпа». У истинного творца высокое предназначение: он должен своими лирическими произведениями воодушевлять людей, наставлять их на путь истинный, пробуждать в их душах лучшие чувства, делать их нравственно чище: «…чувства добрые я лирой пробуждал…». Более того, поэтическое творчество, по мнению А. С. Пушкина, бессмертно: «…душа в заветной лире//Мой прах переживет и тленья убежит - //И славен буду я, доколь в подлунном мире//Жив будет хоть один пиит».

Таким образом, избранничество поэта в лирике А. С. Пушкина проявляется в том, что творец литературных шедевров – это пророк, он избран богом, ему отведена особая миссия – пробуждать поэзией самые лучшие чувства людей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.