Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Человек и эпоха по роману «Доктор Живаго» (ЕГЭ по литературе)

В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» поднимается тема человека и эпохи. Автор размышляет над тем, насколько люди зависят от того времени, в которое им выпадает жить.

Главный герой, доктор Живаго, рождается в переломное для России время: Первая мировая война, революция, Гражданская война. По призванию он врач. На это указывают такие детали, как имя и фамилия: Юрий — Георгий Победоносец, Живаго — от древнерусского варианта «живой». Герой прикасается к чужой боли, пропускает её через себя и исцеляет больного. Для него не важно, белый это или красный. Примером может служить эпизод, когда доктор вынужден взять в руки оружие, но специально метит в дерево: «Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал».

После атаки Юрий подходит к убитому товарищу, телефонисту. У того на шее висит «ладанка», в которой — текст народной версии «девяностого псалма», который считается «чудодейственным», уберегающим от пуль. Его носят как талисман. Затем доктор подходит к задетому им белогвардейцу. На груди того тоже «футлярчик» с девяностым псалмом. Доктор оказывается прав: в бой друг против друга идут люди похожих взглядов, одной веры и убеждений.

Белогвардеец остается жив, поэтому доктор с товарищем выхаживает его. Им неважно, что это белый и после лечения он уйдет и опять начнет сражаться против них. Доктор когда-то дал клятву Гиппократа и честно ей следует.

Кроме врачебной деятельности, Юрий Живаго — поэт. В его творчестве проявляется пастернаковская концепция «живой жизни». Несмотря на историческую эпоху, в цикле не отражен «хаос революции». В стихотворениях говорится о природе («Эти ночи, эти дни и ночи!»), любви («Наши плечи покрыты плащом, /Вкруг тебя мои руки обвиты»), страстях Господних («Чтоб эта чаша смерти миновала, /В поту кровавом он молил отца»), в них отражены духовные поиски героя: «Жизнь прожить — не поле перейти». Это иллюстрирует, что не всегда эпоха влияет на человека. Даже «чудовищная машина будущего» не смогла заставить доктора сменить мировоззрение, писать стихи на тему настоящего. Герой остается верен себе и пишет только о том, чтобы ему близко и дорого. Вместе с Ларой он считает любовь «тем неисчислимо великим, что натворено на свете». В развязке Лариса обращается к покойному: «Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали». Лариса говорит, что «мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара» — «не по их части». Этот эпизод показывает, что для некоторых людей, таких как Лариса и Юрий, в приоритете стоит не историческое время, не огромные и важные, на первый взгляд, события, а их собственная, пусть и незначительная жизнь.

Таким образом, в романе показаны красота и ужас революции, демонстрируется, что люди делают с революцией, а что она — с ними. Все же это кровопролитное событие не одолело любви, нежности, хрупкости главных героев. Они проносят чувство сквозь время, расстояние, роковые повороты судьбы. Юрий Живаго олицетворяет человека, который подчиняется времени только из необходимости, потому что не имеет сил противостоять. Внутреннее он остается собой, революция не сказывается на его духовной жизни. Она даже не отражается в его стихотворениях, потому что не настолько важна для него. Также в нем воплощен образ самой жизни, которая существует несмотря ни на что. На это же указывает один из первоначальных вариантов названия романа — «Смерти не будет». Человек может сохранить и перенести духовный мир, чистоту через жизненные перипетии.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.