Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Роль стихотворений Юрия Живаго в романе по роману Пастернака «Доктор Живаго» (ЕГЭ по литературе)

Стихотворениями из тетради Юрия Живаго заканчивается роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Эти стихи словно эпилог произведения, своеобразное подведение его итогов. Если роман начинается и заканчивается смертью героев (начало — похороны матери Юрия, конец — смерть самого героя), то именно стихи даруют доктору Живаго бессмертие, ибо подлинный Творец обретает его именно в своих произведениях.

Тетрадь Юрия Живаго включает в себя 25 стихотворений, которые очень тесно связаны друг с другом, буквально друг из друга «прорастают». Перед читателями еще один роман, на этот раз роман поэтический.

В нем существуют свое время и пространство, он развивается по своим законам. У него есть свой сюжет, свои герои, размышляющие над вопросами человеческого бытия, способные воспринимать окружающий мир во всем его многообразии. И в то же время этот поэтический роман невозможно отделить от романа в прозе.

Первое стихотворение в тетради Юрия Живаго носит название «Гамлет».

Темный затихший зал.

Луч света выхватывает бледное лицо актера, вышедшего на сцену. Он готов играть, он готов жить, он готов умереть. Кто это? Гамлет? Человек, постигший несовершенство мира, те бездны, которые сокрыты в душе человеческой, человек, мучающийся страшными вопросами?

А может быть, перед нами сам Христос, страдающий и всепрощающий?

Каждый из нас должен до конца сыграть свою роль и муками и страданиями заплатить за чудо жизни.

И вдруг в конце стихотворения такая простая и знакомая, но очень мудрая строчка. Она словно связывает стихотворение «Гамлет» сего высокой лексикой Евангельскими образами со стихотворением «Март», очень земным, солнечным, весенним.

Март — начало весны, а значит, начало возрождения. Отдохнувшая за долгую зиму земля проснулась и жадно вбирает в себя солнце, небо, ветер. Все живет и движется, поет и ликует.

Вволю болтают бессонные ручьи, сосульки исходят капелью, все распахнуто настежь навстречу свету, радости, весне. Жизнь торжествует!

И вдруг опять падает на землю тишина, потому что начинается Страстная неделя (стихотворение «На Страстной»).

Все замерло на земле в ожидании, предчувствии чуда. Пять раз в первых трех строфах стихотворения повторяется слово «еще», словно нагнетается напряженность, которая должна чем-то разрешиться уже скоро. Создается впечатление, что действие разворачивается сразу в двух измерениях: здесь, сейчас, на земле, в этой предрассветной мгле среди еще пока голых деревьев; и там, во Вселенной, где «звездам нет числа», где «площадь вечностью легла», где «до рассвета и тепла еще тысячелетье.

Лето — стихотворение «Объяснение» — возвращение жизни, ее новый виток. Интересно, что в первых трех строфах пять раз повторяются слова зтак же», «той же», «те же», что создает впечатление постоянного возобновления чегото бывшего, ведь прошлое всегда присутствует в настоящем.

И вновь наступает осень (стихотворение «Осень» ) с ее «одиночеством всегдашним» и осенней пушкинской мудростью, когда чувствуешь себя словно растворенным в этом осеннем воздухе, неярком свете сереньких небес, шепоте падающих листьев.

А потом стихотворение «Сказка», в котором автор обращается уже не к Евангельским, а к мифологическим образам: тут и конный богатырь, и дракон, и «пленница-краса», бой не на жизнь, а на смерть, и освобождение прекрасной девы.

Время и пространства смыкаются навсегда. Обратите внимание на родственность слов «творчество» и «чудотворство». Художник и Бог в своем творении едины, тот и другой утверждают бессмертие.

Пятнадцатое стихотворение цикла «Зимняя ночь», пожалуй, одно из самых известных. Это воспоминание об ушедшей любви (все глаголы стоят в прошедшем времени), но жизнь человеческая проходит в постоянном переплетении, скрещивании времен. Создается ощущение постоянного возвращения к прошлому, которое через настоящее стремится к будущему. Как замкнутый круг, кольцо рук, не выпускающих из объятий, отгораживающих от мира. Кружение снежных хлопьев завораживает. . . Сразу вспоминается отрывок из романа Б. Л. Пастернака, когда в далекой заснеженной Сибири встречаются Лара и Юрий Живаго.

Дом, занесенный метелью, оторванность от мира, одинокая свеча на столе — и двое, ищущие спасения друг в друге. Везде смерть. На земле, кроме воя волков, свиста пуль и ветра, иных звуков не осталось. Кажется, сама жизнь умерла. И тогда люди бросаются друг к другу не только для того, чтобы любить, а чтобы выстоять. Только крохотный огонек свечи — как символ жизни, любви, тепла, света.

Скрещенья — крещенье — крест. Через крестные муки мы несем по жизни свой крест, и у каждого — своя Голгофа, и у каждого — свое Воскресение...

А вокна в вихре метели заглядывает Вечность.

Стихотворения «Разлука» и «Свидание» полны боли воспоминаний. Осколки судьбы, любви, жизни. Постепенно в наших глазах реальная жизнь человека словно переходит в какое-то иное измерение.

И будто ответом на поставленный в конце предыдущего стихотворения вопрос является следующее произведение — «Рождественская звезда», рассказ о рождении Христа, новое обращение к Богу. «Нас на свете нет», но Он есть всегда как символ вечной и бесконечной жизни.

Вифлеемская звезда зажглась, чтобы навсегда остаться с людьми.

Стихотворение «Рассвет» — тоже о рождении, только о рождении души в человеке, который, открыв для себя Бога, словно «от обморока ожил».

«Чудо есть Бог» — основная мысль стихотворения «Чудо». И вновь наступает весна (стихотворение «Земля»). Завершается природный цикл: от возрождения после зимнего сна к летнему цветению, к осенней мудрости, к зимнему умиранию и вновь к возрождению.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.