Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Люди на болоте» И. П. Мележ (Читательский дневник)

Роман «Люди на болоте» не богат событиями. И история в нём течет спокойно. Писатель подробно рассказывает о расположении болотной деревни Курани, большую часть года отрезанной от мира, о её жителях, с утра до ночи летом и зимой занятых дома, во дворе, в поле, в болото, в лесу. Несколько страниц посвящены описанию первого сенокоса. Картины тяжелой крестьянской горячей пары занимают много места в творчестве и играют доминирующую роль в раскрытии главных черт характера всех персонажей. Столь же определенные, красочные и вдохновляющие картины природы Полесья, проявленные через восприятие того или иного персонажа.

Значительное место в романе отведено массовым сценам, в частности описанию собраний, на которых происходят ожесточенные споры куреневчан о земле, гребле. Писатель умеет видеть в не замеченных до него красках полесской природы, улавливать это в не слышимых окружающих мотивах устного творчества, находить в поэзии крестьянского творчества нечто отличное от того, что уже рассказывали предшественники. Самое главное, что все это в его романе органично связано с движением центральных персонажей, их ростом и развитием, способствует открытию в них новых граней. Писателя нельзя винить в чрезмерной биографии. Идя изнутри очень противоречивого и удивительно красочного материала, Иван Мележ стремится быть не столько летописцем, биографом, сколько художником, открывающим новые, неповторимые персонажи жизни, через развитие и столкновение которых раскрывается история основные социальные группы и их философия, которые имеют смысл времени, судьбы человечества. Интересно, что изображения крестьян Василия Дятлика и Анны Чернушки проходят через все произведение. Их пути поражают извилистыми характерами, неожиданностью поворотов, срывов, взлетов и падений, воображением нелогичных действий. Глубокое проникновение в мысли, надежды, нравы, обычаи белорусского крестьянства позволяет Ивану Мележу без всякой искусственности придать роману четкое социально-философское звучание. Размышляя о своей судьбе, о своем будущем, его герои решают большие социальные и нравственные проблемы — справедливость, счастье, собственность («богатство»), индивидуализм («кулак»), коллективизм, хотя сами они редко употребляют эти слова. мастер воссоздает атмосферу белорусской деревни 1929 года, когда началась коллективизация. Внутренние и традиционные ночные «встречи» крестьян и сплетни женщин сначала робко выражают надежду: «Может, ничего такого ещё не будет, может быть, эти человеческие страхи пусты», а затем ведут ожесточенные дискуссии.

Слушая выступления Апейки, Миканора, Лайк-Игнатия, Андрей Рудный в резких возражениях отстаивает до конца своего клочка земли Василий Дятел, в злобных репликах старого Глушака и его необузданных грубых словах сына Евгения, всегда шутя, но шутя над смыслом возражений Банни, наблюдая за невероятными эмоциональными перипетиями этих людей, мы действительно чувствуем неповторимость атмосферы, в которой сменились сами основы сельской жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.