Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Люди-хищники и их жертвы по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

В русской литературе можно выделить множество произведений, в которых поднимается проблема взаимоотношений старшего и младшего поколений, «века нынешнего и века минувшего». Эта же тема раскрывается и в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

Жителей города Калинов, в котором разворачиваются действия драмы, можно разделить на «людей-хищников», тиранов, «хозяев» города и их жертв. Именно вокруг них строится социально-бытовой конфликт, включающий в себя патриархальный произвол одних и беспомощность других. Откуда же берутся самодуры, как прозвал их Добролюбов? Почему их жертвы бессильны против них и имеют ли они другой выход?

Калинов — «тёмное царство» с суровыми, мрачными нравами (по словам Кулигина в 1 действии 3 явлении), центральными фигурами которого являются Дикой и Кабаниха.

Они и есть «хозяева» города, держащие его в своих руках посредством денег и старых традиций. Савел Прокофьевич Дикой — купец-самодур, держащий в страхе своих домашних и других городских жителей («Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвет»). Он привык к тому, что все его беспрекословно слушаются, привык к постоянной ругани («Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве?.. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит!..»). И ведь почти никто и слова против него не скажет, никто и не ослушается, кроме Кудряша. Ваня сам признается: «…я его и не боюсь, и пущай же он меня боится… Он —слово, а я ему – десять; Я перед ним рабствовать не стану». К сожалению, не у всех есть такая сила духа, не каждый готов пойти против того, с кем лучше не связываться вовсе. Поэтому кто-то просто вынужден терпеть брань и издевательства Дикого, и речь идет о его племяннике Борисе. По моему мнению, ему достается от купца больше всего («Достался ему на жертву Борис Григорьевич, вот он на нем и ездит»). И беда в том, что некуда деться племяннику от своего тирана, никак не спастись. А в конце пьесы становится понятно – наследства герою не видать, что более омрачает ситуацию.

Однако есть герой, которого нужно бояться сильнее, чье влияние губительнее — это Марфа Игнатьевна Кабаниха. Она прикрывает свои действия идеалами патриархального строя. Например, купчиха считает, что жена обязана подчиняться мужу во всем, и ей даже не приходит в голову, что отношения между супругами могут быть теплыми и основанными на взаимоуважении и доверии. Законам Кабанихи невольно подчиняется её сын Тихон, тем самым «губя» свою жену Катерину. Но по сути, Кабаниха, как бы ни оправдывала она свои поступки, — тот же убеждённый в своей правоте деспот, не мыслящий своего существования без подчинения домашних его воле («Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»).

Купчиха, представляющая собой грозную, гнетущую силу, вместе со своим сыном губит душу и вольную натуру Катерины. Девушка страдает под гнетом своей свекрови каждый день, разделяя эту участь с Борисом. Они являются главными жертвами, состоящими в конфликте с родными тиранами. Последние же составляют вместе единое целое, о которых Кулигин говорит так: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены… И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят». Они и есть «жестокие нравы» Калинова. Впоследствии мы видим, как Катерина погибает из-за нежелания быть жертвой деспотов, а Борис вынужденно уезжает, отказываясь от наследства. Но кроме того, в пьесе драматург рассказывает о других жертвах, судьбы которых тоже покалечены самодурами. Это Тихон и Варвара. Первый – жертва властности матери, из-за которой мы видели бесхарактерного, безвольного героя. Вторая приспособилась к жизни в этом городе: научилась лгать, хитрить и изворачиваться, привыкла к мысли, что «можно делать всё, что угодно, лишь бы все шито-крыто было».

Обобщая все вышесказанное, можно отчетливо увидеть, во что деспоты Дикой и Кабаниха превратили жизни невиновных молодых людей. Пьеса «Гроза» раскрывает целый ряд отрицательных персонажей, которых можно встретить и по сей день. Как и в этом произведении, так и в других, например, «Горе от ума», «Бесприданница», есть те люди, которые просто не поддаются однозначному анализу, представляя смесь противоречивых отрицательных качеств. И проблема в том, что это не история отдельных людей. Такие самодуры-тираны были и есть везде.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.