Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение





ПОИСК:

У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!


Изображение 18 века в комедии «Горе от ума» и романе Пушкина «Капитанская дочка» (Сравнительный анализ)


Восемнадцатый век — это переломный этап в истории России, время больших перемен в политической и культурной жизни. Поэтому неудивительно, что размышления об этой эпохе встречаются в произведениях русской литературы 19 века. К таким произведениям можно отнести комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Во взглядах этих писателей на восемнадцатое столетие можно найти как общие черты, так и отличия.

В комедии Грибоедова «Горе от ума», действие которой происходит в конце 1810-х годов, часто поднимается тема прошедшего восемнадцатого века. Уже в первом действии Чацкий при встрече с Софьей спрашивает у нее про тетушку («А тетушка? всё девушкой? Минервой? / Всё фрейлиной Екатерины Первой?»). Конечно, тетушка была явно фрейлиной Екатерины Второй. Чацкий намеренно употребляет гиперболу, чтобы подчеркнуть солидный возраст тетушки. Упоминание Минервы тоже не случайно.


Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Как правило, все русские императрицы, в частности, Екатерина Вторая, часто изображались в образе античной богини мудрости. Фраза Чацкого «Воспитанниц и мосек» полон дом» напоминает о том, какую важную роль придавала Екатерина воспитанию (при ней был открыт Смольный институт благородных девиц), а также о её любви к комнатным собачонкам (можно вспомнить сцену из «Капитанской дочки» — встречу Маши Мироновой с Екатериной в Царском Селе). На Екатерину Вторую намекает, вероятно, и фигура Графини бабушки, которая говорит явно с немецким акцентом. В ее уста Грибоедов вкладывает фразу «окаянный волтерьянец» (о Чацком), что напоминает нам о знакомстве и переписке Екатерины Второй с Вольтером.

Для Фамусова, чья молодость пришлась на царствование Екатерины Второй, всё лучшее осталось в «веке минувшем». Фамусов восторгается людьми минувшего века, их умением продвинуться по службе. В монологе Фамусова из второго действия упоминается покойный Кузьма Петрович, камергер, который ловко устроил свою жизнь («богат, и на богатой был женат…», «с ключом, и сыну ключ сумел доставить…»). В диалоге с Чацким Фамусов призывает его брать пример с «отцов», т. е. с людей прошлого века, к которым Фамусов причисляет себя и дядю Максима Петровича. Максим Петрович вызывает особый восторг у Фамусова своим уменьем «жить». Надменный и заносчивый с подчиненными и людьми ниже по званию, Максим Петрович не гнушался ролью шута при дворе императрицы, чтобы получить должность и богатство. Чацкий вступает с Фамусовым в спор, и его суждение о прошлом веке прямо противоположно фамусовскому. Так, он справедливо замечает, что вряд ли кто теперь захочет записаться в шуты, при императорском дворе это теперь не приветствуется. Тема прошлого века поднимается в монологе Чацкого «А судьи кто?..». Он направлен против поколения «отцов», которые живут понятиями и идеями прошлого века. В своём монологе он подвергает критике образ жизни дворян-крепостников 18 века. Чацкий приводит ужасающие примеры, когда помещик выменял своих верных слуг на собак, а разорившийся должник распродал своих крепостных артистов, разорвав семьи, оторвав детей от родителей. Чацкий возмущен тем, что Фамусов считает таких людей образцом для подражания.

Сатирически изображена в комедии и типичная представительница минувшего века старуха Хлёстова, для которой не существует разницы между «арапкой-девкой» и «собачкой».

Таким образом, в целом автор комедии «Горе от ума» критически относится к восемнадцатому веку и изображает его в основном с отрицательной стороны. Даже упоминаемые в монологе Чацкого исторические события — битва при Очакове и присоединение Крыма — никак им не комментируются. А ведь эти события, несомненно, можно оценить только положительно.

Несколько иное отношение к восемнадцатому веку у А. С. Пушкина. В его романе «Капитанская дочка» реалистически показаны как отрицательные, так и положительные стороны этого времени. Автор показывает не только жестокость восставших казаков, но и жестокость власти (можно вспомнить эпизод с изуродованным башкирцем). Поэтому Петр Андреевич Гринев, рассказывая о пугачевщине, радуется, что дожил до «кроткого царствования императора Александра».

Иначе, чем Грибоедов, Пушкин изображает людей восемнадцатого века. Многие герои «Капитанской дочки» живут в соответствии с их понятием долга и чести. Таковы отец и сын Гринёвы, семья Мироновых, поручик Иван Игнатьевич. Правда, Пушкин изображает и таких, для которых собственный покой или выгода дороже этих понятий. Так, на военном совете в Оренбурге генерал принимает решение ждать осады города вместо наступления. Это решение противоречит его взглядам, но он уступает воле большинства чиновников, присутствующих на совете, потому что так ему спокойней.

Иной, чем у Грибоедова, взгляд у Пушкина на отношения между дворянами и крепостными. Если Чацкий в своих монологах клеймит крепостное право, показывает жестокость дворян по отношению к крепостным, то отношения дворян и крепостных в «Капитанской дочке» напоминают семейные. Так, крепостной дядька Гринева Савельич воспринимается скорей как член семьи Гринёвых. Он искренне, по-отцовски любит Петра, которого воспитал и обучил грамоте. На следующее утро после попойки Савельич читает наставления барину. После ссоры из-за карточного долга Гринёв первый идёт на примирение с ним и обещает не тратить денег без его согласия. Савельич много раз выручает Гринёва из трудных ситуаций и спасает его жизнь, когда мятежники хотят казнить его.

Поскольку «Горе от ума» и «Капитанская дочка» относятся к разным жанрам, то и способы изображения минувшего века в них различаются. В комедии Грибоедова восемнадцатый век обсуждается в разговорах героев, в диалогах и монологах. Форма романа дает Пушкину более широкие возможности. Повествование о восемнадцатом веке ведется от лица очевидца событий, рассказчика, которому можно доверять. Поэтому роман Пушкина дает более широкую картину жизни прошлого века, показывает её отрицательные и положительные стороны.

Таким образом, в изображении восемнадцатого века Пушкиным и Грибоедовым имеются как общие черты, так и отличия. В отличие от Грибоедова, который подвергает критике «век минувший», Пушкин реалистически изображает восемнадцатое столетие с его достоинствами и недостатками.



Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id132573




Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском


РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение



Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Copyright © 2011-2021 «Критическая Литература»

Обновлено: 02:17:34
Яндекс.Метрика Система Orphus Скачать приложение